Найти тему
grafdesigna

Анализирую один из своих первых фирменных стилей. Разбор кейса, инсайты, заметки, личный опыт дизайнера

Оглавление

Разбор своих старых кейсов позволяет проанализировать свой рост и ошибки. Поэтому всем советую периодически этим заниматься, лично я был приятно удивлён после такой практики.

В первую очередь, этим кейсом я хочу рассказать о том, как за один вечер без ограничений творчества рождается гениальная идея, которую в итоге неумело копирует магазин из Саратова, а спустя несколько лет ко мне приходит клиент, который в пример ставит украденный у меня дизайн и говорит, что хочет «как у них», не зная, что автор — я.

В конце расскажу, что я бы сейчас поменял в своей работе.

Будущие разборы кейсов и инсайты, если вам зайдёт формат, будут уже с серьёзными проектам, брифингом, ТЗ, бизнес-задачами и т.д. Просто захотелось начать с чего-то лайтового и творческого.

Предисловие

Опять же повторюсь — кейс чисто про творчество. Ни менеджеров, ни дизайн-исследования не будет. Только новичок-дизайнер, один вечер, энергетик, море мыслей, пара часов на раздумья, столько же на реализацию.

Постарайтесь углубиться и понять творческий процесс, а не его техническую сторону.

Предупреждаю: кейс получился очень большим, в нём много материала, мыслей, скринов, пояснений. Но если вам действительно интересен процесс рождения идеи, разработки, поиска вариантов — вы по адресу, наслаждайтесь!

Если лень читать про анализ, то смело листайте до заголовка «Непосредственно дизайнинг», там начинается жара.

О проекте

Клиент: небольшой магазинчик цветов в провинциальном городке с названием Буй из Костромской области.
Задача: разработать айдентику.

Анализ

У меня не было ТЗ, потому я решил полностью самостоятельно решить судьбу будущего дизайна.

Да, я был настолько странным, что писал ТЗ в блокноте…
Да, я был настолько странным, что писал ТЗ в блокноте…

Целевая аудитория

Понятное дело, что цветы — это про девушек. Тем не менее, цветы им покупают мужчины, потому мужчины тоже среди всех остальных магазинов должны выбирать именно этот.

Немного подумав, я составил приблизительную ЦА:

  • Молодые девушки из VK и Inst;
  • Женщины в возрасте;
  • Мужчины перед праздниками;
  • Организаторы свадеб и мероприятий.

Сделал из этого некоторые выводы:

  • Проекту нужны побуждающие к действию и поднимающие настроение цвета, потому что цветы — это обычно праздник;
  • Соответственно, нужно стилем угодить и женщинам, и мужчинам. Чтобы женщины радовались подарку, а мужику не было стрёмно зайти в магазин;
  • В таком маленьком городе редко что меняется, поэтому лёгкая необычность стиля может удивить «аборигенов»;
  • Дизайн не должен забирать всё внимание на себя, чтобы не отвлекать гостей от самого мероприятия.

Особенности бизнеса

Понятное дело, чтобы дизайн получился успешным, нужно учесть особенности бизнеса. Тут я начал думать и выделил несколько важных моментов.

  • Сезонность, магазины цветов зависят от праздников, а каждый праздник имеет своё настроение, цветовую гамму;
  • Цветы — продукт для женщин, но покупают его чаще мужчины;
  • Сарафанное радио хорошо работает внутри маленького города;
  • Конкуренты не выделяются и выглядят по-колхозному;
  • В соцсетях есть рубрика «Букет дня».

Тут же выдвинул несколько решений:

  • Нужно учесть в дизайне сезонность. Нельзя основываться на одних и тех же цветах, так как праздники требуют разного настроения букетов, потому стиль должен быть адаптивным.
  • Необходима направленность на оба пола;
  • В плане стиля у меня есть где разгуляться, так как чрезмерно слабые конкуренты с колхозным дизайном;
Пример стиля конкурента.
Пример стиля конкурента.

Ниша

Я даже зачем-то сам определил нишу магазина, его ценовой сегмент.

  • Не эксклюзив, тут важно количество покупателей и праздники, потому нельзя выглядеть очень дорого. К тому же город небогатый;
  • Нельзя выглядеть и бедно, потому что цветы должны выглядеть прилично, а никто не хочет радовать близких людей гнильём на праздник;
  • Широкая направленность на всех — залог успеха в данном случае, потому что население города слишком мало́, чтобы его сегментировать;
  • Аналогия с ширпотребом или общепитом, «Пятерочка» в мире цветов.

Ассоциации

Также я проработал некоторые ассоциации, чтобы мыслительный процесс шёл проще. Для меня ассоциации это не то, что я бы буквально использовал в дизайне, а просто порыв эмоций.

Например, делаю логотип Мерлин Монро, нужно подобрать ассоциации к ней. Начинаю думать о ней, и что пришло в голову в первые 10–15 секунд —это самые сильные ассоциации. Лично у меня это: ретро-автомобиль, старый американский плакат, помада, белый цвет, гангстер.

-4

Да, эти ассоциации могут не помочь мне разработать логотип, зато зададут моему воображению верное направление для концепции и идей.

Ассоциации к магазину цветов: Лепесток, птица, корзинка, праздник, шарики, бумага, открытка.

Технические требования

Выдвинул некоторые технические требования, чтобы дизайн было реально использовать.

  • Должно хорошо смотреться на фоне жёлтого кирпича (магазин находится в здании из жёлтого кирпича);
  • Адаптивен под соцсети;
  • Удобен для коробок, открыток и обёрток;
  • Удобные цвета для печати.

Составление мудборда

В тот момент я составлял мудборд просто как картинки, которые задают мне определённое настроение, а не только референсы из чужих работ, от которых можно что-то взять.

Например, в мудборде может быть персонаж из Диснея, фотография из сохранёнок девушки и т.д.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Непосредственно дизайнинг

Разработка концепции

Напоминаю: вечер, неопытный дизайнер, энергетик, море идей, мысли разбросаны, пытаюсь что-то родить. Сажусь за Иллюстратор, начинаю что-то рисовать, чтобы придумать логотип. Просто накидываю варианты, почти бездумно, чтобы расшевелить мозги.

С этим вариантом всё понятно…

-14

Написал само название, чтобы посмотреть, можно ли поиграться как-то с самим текстом. Увидел стебель и листок внутри «f» — не понравилось.

-15

Может, нарисовать птицу? Делаю набросок, и вижу, что это тоже бред.

-16

Потом думаю собрать какую-то композицию из цветов. Например, арку, похожу на ту, что бывает на свадьбах. Получается не очень, и мне не нравится.

-17

Далее на всякий случай играюсь с формой арки. Безуспешно.

-18

Хотя, нет! Понимаю, что это может быть окно, в котором стоит горшок с цветком. Рисую окно из 6-и квадратов, углы у 4-х закругляю.

-19

Добавляю деталей. Пока не очень-то и понятно, что это не каша в овале, а окно с цветком.

-20

Убираю фон, чтобы стало понятнее. Стало как-то слабо и неуверенно.

-21

Далее скругляю квадраты до лепестков и продолжаю развивать. Получается цветок на почве. Мне не нравится, похоже на огород.

-22

Убираю непонравившуюся почву. Что-то нащупывается, но до сих пор неуверенно.

-23

Всё сближаю, возвращаю почву.

-24

Стоп. Так это же может быть букетом в обёртке! Добавляю элементов, чтобы стало понятнее.

-25

Тут я понимаю, что я создал логотип из 6 лепестков разного цвета и скруглённого прямоугольника. Такой простой подход позволит реализовать буквально любую форму для иконок, паттернов, фонов и других стилеобразующих элементов. Это точно надо использовать.

Итог: лепесток — базовая единица айдентики, из которой всё строится.

Далее осознаю, что даже шрифт для лого легко составить из этих лепестков. Рисую шрифт.

-26

Подставляю его к лого, подбираю цвета.

-27

Красотища-то какая… (на самом деле нет). Но пока что какая-то расхлябанная. Нужно равнять. Приступаю.

Коррекция логотипа

Я решил исправлять постепенно по одной проблеме. На каждом этапе я двигал ровно один элемент логотипа, чтобы в итоге найти идеал. О построениях логотипа я тогда ещё не думал и не слышал, потому делал всё 100% на глаз.

Двигаю листочки. Выбираю 2-ой вариант.

-28

Добавляю ещё один ряд. Двигаю. Выбираю 3-ий вариант.

-29

Двигаю нижнюю складку обёртки. Надеюсь, вы уже поняли, какой варик выбираю :)

-30

Двигаю бутон.

-31

Двигаю всю нижнюю часть букета.

-32

Подбираю цвет листьев.

-33

Далее цвет обёртки.

-34

Цвет бутона. Я точно решил, что нужен красный, но не знал какой.

-35

Потом мне показалось, что двумя рядами листьев я перегрузил логотип, потому убрал один ряд и начал искать идеальный угол дня оставшихся листьев. Выбрал финал.

-36

Потом пару минут на текст.

-37

Итог

-38

Додумываю айдентику

Паттерн — листочки. Разные букеты под тематику мероприятия. Обыгрывание лепестков в носителях айдентики. Тут проще показать, чем рассказать.

-39
-40
-41
-42
-43
-44

Смотрите кейс полностью на Behance.

Жалкая пародия из Саратова на мою работу

Как я говорил, мой дизайн своровали. Сложно было испортить такой элементарный и гибкий стиль, но у них удалось. Логотип — неприятный глазу. Паттерн — хаотичный. Шрифт для лого — неподходящий.

Стыд и позор.
Стыд и позор.
Иконки своровали один в один.
Иконки своровали один в один.

Инсайты, как и обещал

Техническое задание, брифинг и бизнес-задача

Этими вещами вообще нельзя пренебрегать. Дизайн всегда решает какую-то задачу. В этом кейсе было чистое творчество, клиент сам не знал, что ему нужно и зачем. Если вы попадёте в такую ситуацию — бегите, иначе получите тонны правок, т.к. клиент не будет понимать, что хочет. Мне же просто повезло.

Дизайн-исследование

Одного часа раздумий под энергетиком точно недостаточно для того, чтобы определить, в каком направлении будет разрабатываться концепция. Сейчас я внедрил адекватный процесс дизайн-исследования, что сильно повлияло на уровень разработки.

Все материалы в одном месте

Структуризация данных, задач, информации и материалов в одном месте (у меня в Trello) ускоряет процесс работы. Это вам не писать ТЗ в блокноте…

Мудборд и референсы

Это тоже незаменимые этапы работы, которые помогают чётче представить будущую картину стиля. Главное — не зависеть от них и генерировать свои идеи.

Гайдлайн

Естественно, я даже не разрабатывал гайдлайн. Сейчас я понимаю, что только создатель понимает, как использовать его стиль. Иногда, даже крутой дизайнер может что-то испортить в айдентике, если не воспользуется гайдлайном.

Чтобы не пришлось читать ваши мысли, всегда документируйте правила использования вашим дизайном. Так ваш уровень вырастет, цены поднимутся, клиенту будет легче жить, а ваш дизайн никто не испортит. (Вру, в некоторых руках даже дизайн с гайдлайном не решают проблему).

Работа с типографикой

Кто бы что не говорил, типографика — важнейшая часть проекта, а в то время я совсем о ней не думал. Ну, совсем. Сейчас любой мой проект начинается с выбора шрифтов. Главное, это вовремя уяснить, что красивые картинки это круто, но правильно доносить информацию — важнее.

Решать задачу методом подбора

Если нет адекватного ТЗ, либо клиент или ситуация реально позволяет свободу творчества, то вполне реально расслабить мозг и начать творить, накидывать кучу вариантов, развивать их и развивать до победного.

У каждого свой стиль, но лично мне нравится накидывать массу вариантов, потихоньку развивать их, и под конец модернизировать до идеала.

Напоследок

Если честно, я очень влюблён в эту айдентику. Наверное, это чувство субъективно, т.к. она разрабатывалась с определённым эмоциональным состоянием, потому изъянов в ней не вижу.

Кроме шрифта. Сейчас отчётливо вижу, что он не вписывается :)

Бонус для дочитавших ♥

Я создал «Атлас дизайна» — полезный документ из 37-и страниц с полезными материалами и выжимкой моего опыта. Внутри:

— Ссылки на ресурсы референсов и вдохновения;
— Избранные ресурсы с полезным контентом;
— Рекомендации о практике дизайнера;
— Мои фишки в работе;
— Откуда я беру качественные бесплатные шрифты;
— Где и как можно получить объективную критику.

Получить «Атлас-дизайна»

-47

Спасибо за прочтение, но и ты вырази благодарность :)

Подпишись на мои Инст и Телеграм-канал, где я рассказываю о дизайне

Сайт / Инстаграм / Телеграм-канал / Коллекция референсов / Мои работы