Я сделал выбор - лучше всего вспененный полиэтилен. Никому не навязываю. Но для своей лодки, решил что этот материал - лучшее. Ниже - краткое описание и фото - увеличиваю запас непотопляемости своей лодки "Крым".
В конце статьи - видео с тестированием разных материалов (оно и помогло мне сделать выбор). Посмотрите его. Будете удивлены!
Да. В новых лодках уже есть блоки непотопляемости (их ещё называют блоками плавучести). Но в старых лодках (где изначально был пенопласт) или в самодельных - мы сами решаем, какой материал выбрать. Многие используют пеноплэкс.
Я выбрал именно вспененный полиэтилен (его же используют для лодок "Волжанка"). Но мой вариант оказался лучше - чем тонкие листы из видео.
Почему?.. Думаю, вы сами поймёте - прочитав и посмотрев фото.
Его плюсы: Вспененный полиэтилен не гигроскопичен (не впитывает влагу), не боится случайно пролитого бензина, шикарно режется и плотно трамбуется в любое свободное место.
Плавучесть примерно сравнима с пенопластом. В Волжанках используют рулонный, тонкий вспененный полиэтилен. Но удобнее такой - в виде толстых листов (или обрезков от толстых листов).
Я использовал этот (фото выше). Несколько мешков его - мне подарил товарищ, прораб на большой стройке. Из Китая пришли лифты - там было много блоков из этого полиэтилена. Да, они разноразмерные - но зато бесплатно. Да и всё равно - его надо резать и подгонять под каждое место.
Снял линолеум, поднял фанерные листы-слани. Кстати: обычная берёзовая фанера, покрытая олифой и потом масляной краской - за 10 лет никакого намёка на плесень, гниение. Хотя и постоянно пол линолеумом.
В первой (от штурвала) шпации, которую набивал "непотопляйкой" - начал располагать листы горизонтально. Второй слой (сверху) приходилось приклеивать к нижнему. Чтоб не сдвигался. Неудобно.
Затем понял, что лучше вырезать вертикальные отрезки (делая надрезы в районе стрингеров). В сторону не сдвинется - а сверху будет придавлен фанерой (которая притянута саморезами к шпангоутам.
Клеить ничего не надо. Трамбую плотно. Если образуются зазоры - очень плотно вгоняю в них обрезки (так, чтоб потом, под фанерой, они никуда не вышли). Так и советую делать.
Кроме повышения непотопляемости, появляется хорошая звукоизоляция. На ходу, особенно по короткой, злой волне, это сразу заметно. Я сделал это для звукоизоляции и повышения непотопляемости - потому как у моего Крыма отсутствуют штатные блоки под задней банкой. Для прохождения ТО я их ставлю - но потом убираю, как и саму заднюю банку. Мешают.
Набив одну сторону - кладу фанеру, чтобы было удобно ходить. И закладываю (трамбую) правую часть лодки. Несколько фото ниже.
В интернете есть расчёты непотопляемости. Формулы и материалы. Высчитать несложно. Достаточно запросить в поисковике "Расчет непотопляемости лодки". Если у вас нет (или недостаточно) заводских блоков - советую сделать примерно так же, как я. Да и звукоизоляция - тоже хороший плюс.
Всё готово. Закрываю своими старыми листами фанеры - и надёжно притягиваю саморезами к шпангоутам. Электродрель сломалась - пришлось достать раритет из загашника. Кто держал в руках такой инструмент? Кто помнит - как он называется - пишите в комментах.
Сверху стелю линолеум и начинаю уборку в гараже. Почему то у меня всегда, после работы кошмарный бардак. Фамилия вроде бы немецкая - а безолаберность чисто наша, российская )))
Считаю что вспененный полиэтилен - лучший материал для этой цели. Если есть другое мнение или вопросы - пишите в комментариях тут или в сообществе лодочников ВКонтакте (по этой ссылке) - там вообще обо всём можно поговорить. Ниже видео с интересным тестированием.