Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 7. «Простые вещи и наблюдения...». Тексты 1-50

Со всеми сериями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

1. Какой именно половине из того, что говорит нам ученик на уроке можно верить, зависит только от опытности преподавателя…

2. Иное ученическое исполнение музыки – как изображение в зеркале – всё наоборот. Но без него мы так никогда и не смогли бы узнать: над чем надо ещё работать и работать в классе…

3. Профессиональное понимание учебной ситуации означает мобилизованную готовность преподавателя достойно встретить любую учебно-образовательную реальность, какой бы она ни была, и оказать ей адекватную встречу…

4. Если вы не можете пальцем попасть на нужную клавишу, то попадите вначале хотя бы в то место клавиатуры, где она находится…

5. Стиль невежественного преподавателя – всегда резок и безапелляционен. Он обращается всегда не к духовности и интеллекту ученика, а к правилам и табу в своей голове; он предпочитает не убеждать и уговаривать, а отчитывать и наказывать…

6. Иметь много хороших учеников в классе – это храбрость преподавателя; сохранить их – его педагогическая мудрость, а умело распорядиться их музыкальным дарованием – профессиональное искусство преподавателя...

7. Известный профессиональный постулат: чтобы достичь того, чего раньше не имели в классе, надо делать то, чего прежде не делали в нём…

8. Профессиональная гордыня – это когда нас знают коллеги, которых мы не не любим в школе, а просто не желаем их знать ни с какой стороны в ней...

9. Мы чаще совсем не наслаждаемся тем, что даёт нам жизнь, а предпочитаем страдать и мечтать о том, чего она нам не даёт…

10. Уши преподавателя – это совсем не украшение, а внутренний камертон качества звука музыканта в себе…

11. Педагогическое красноречие – это способность преподавателя убеждать в своей правоте других участников учебного процесса изящно, с умом и без зазрения совести…

12. Неумеренное педагогическое честолюбие – это всегда почти непреодолимое стремление отдельных из нас постоянно подвергать себя нужным и не нужным испытаниям в школе, после которых обязательно следуют нападки коллег в ней и насмешки их по этому поводу после неё…

13. Малый словарный запас преподавателя – это его зловредный набор слов, способный не только обеднить литературное изображение музыки в его речах на уроке, но и послужить для того, чтобы вообще остановить движение его языка и лишить его гибкости в глазах всех встречающихся в школе собеседников...

14. Непрофессионализм – наиболее характерный признак молодого, а так же и никуда не годного преподавателя...

15. Собственное профессиональное невежество – это верный знак личного неуважения, и даже презрения к самому себе, как преподавателю...

16. Очень часто мы ищем в жизни ли, в работе ли то, что и найти-то нельзя, так как, зачастую, – это наш чистый вымысел…

17. У преподавателя нет более сильного оружия против лени, чем самодисциплина и труд, и есть надежда, что они, в конце концов, смогут окончательно изжить эту мерзость из нас…

18. Человеческий и профессиональный пессимизм преподавателя – это почти всегда вопрос его социализации и характера работы, а его педагогический и человеческий оптимизм, как не крути и как правило, – это почти всегда вопрос его жалования…

19. Скромность преподавателя – это не только его профессиональный стиль, но и охранительница его человеческого достоинства…

20. Удивительно, конечно, как это так из ничего в ученике прорастает нечто музыкально значительное…

21. Педагогическое мастерство – есть точное знание преподавателя о своём профессиональном несовершенстве…

22. Игра ученика – это не более чем ткань из его исполнительских навыков и умений управляемых привитыми ему преподавателем привычками...

23. Нельзя пренебрегать обычными учениками! Они помогают нам становиться настоящими профессионалами в музыкальной педагогике!..

24. Наиболее мерзопакостное оскорбление в школе пожалуй то, что исходит от коллег, которым нами ровно ничего плохого не было сделано в ней...

25. Духовная пища, которую наше естество не принимает и не переваривает, в конце концов, если продолжать ею питаться, съедает и тех из нас, кто её потребляет...

26. Лучше быть нарушителем спокойствия в школе, но говорить правду, чем произносить в ней правильные вещи и быть при этом лжецом и административным подхалимом...

27. Знания могут и не сделать нашу жизнь в школе лучше, но что она будет профессиональнее – в этом не нужно сомневаться…

28. Ничто в жизни преподавателя так не воодушевляет и не стимулирует мозги и душу, как публичная попытка «отредактировать» его поведение на педсовете…

29. Большинство преподавателей ДМШ России являются оптимистами. И всё потому очевидно, что абсолютно не видят какой-то особой необходимости или пользы для себя быть другими… Так приучены…

30. Педагогическое предвидение будущего своего ученика должно опираться не на гадания или приметы, а на мудрость профессионального опыта преподавателя...

31. Чувство собственного достоинства преподавателя развивается только профессиональной самостоятельностью его положения в школе...

32. Педагогический труд в школе делает нас малочувствительными к огорчениям других в ней; своих хватает...

33. Часто забываемая вещь: кто поработав в школе не смог сделаться более снисходительным к учащимся, их родителям, коллегам, окружающим, тот и сам не заслуживает никакого снисхождения с их стороны...

34. В нашей педагогической жизни наиболее часто встречаются только два профессиональных положения: первое – получить то, что хотели получить, второе – не получить того, на что рассчитывали...

35. Ничего не бывает хуже в преподавателе, чем его педагогическая ответственность с избранными и по расписанию…

36. Слово педагога «завтра», нередко бывает совершенно пустым, так как оно для ученика, часто, так и не наступает…

37. По оценкам профессионального сообщества: разумно и социально целесообразно обучать в ДМШ России всего лишь 2-3% от общего числа детей страны. Правда, куда в таком случае девать излишки преподавателей?..

38. Найдётся много путей преодоления профессиональных трудностей в обучении детей, если преподаватель знает, и хоть что-то готов говорить и делать в классе...

39. У администрации школы всегда есть три способа воздействия на преподавателей: шантаж, подкуп, угроза увольнения. И сбрасывать это со счетов – неразумно никому...

40. Мы по опыту знаем, как велика разница между педагогической надеждой и реальной учебной действительностью…

41. Когда мы что-то говорим на уроке, то очень важно чтобы наша речь не склонялась к формуле изложения предложенной О. Уайльдом[1]: «Мне нравится говорить ни о чём, – это единственное, в чём я разбираюсь»

42. Эта вещь в школе, конечно, редко встречается, но через неё можно познакомиться с педагогическим бюрократизмом, который, безусловно, является проявлением нашей страшной человеческой отсталости. Обычно, бюрократизм больше обитает в административных кругах школы. Среди преподавателей – он почти не встречается, так как в «клетке» бюрократизма ни одна нормальная педагогика не сможет жить и развиваться, т.е., двигаться вперёд...

43. Профессия преподавателя-музыканта – совсем не беспроигрышная творческая лотерея или экономическая синекура[2]. И кажется, она давно бы тихо сошла на нет, если бы мы не имели возможности для своей репутации быть в профессии не последними в обществе...

44. Очень похоже на правду, что именно те из нас, кто хотя бы раз испытал на себе злонамеренные претензии и придирки с пристрастием доведённого кем-то до кипения завуча школы, должны всё-таки легче переносить и находить в себе силы забывать такое психологическое неудобство для себя, если им приходится сталкиваться с ним в очередной раз. И опыт общения в школе – весьма способствует выработке в себе такого педагогического навыка. А что делать? Так как ни директору, ни завучу, т.е. тем, кто обычно организует подобный климат в школе, – эти сантименты не интересны и они редко обращают на них внимание...

45. Получаемые преподавателем профессиональные почести и внимание коллег, приносят ему не только педагогические доходы и творческие дивиденды в школе, но и собственные человеческие расходы...

46. Злонамеренность отдельных коллег в школе всегда надо подавлять не откладывая, и прямо в зародыше! Ибо обычно, когда упущено время, и когда выделяемое им зло, распространяясь, уже действует на окружающих, то его остановить становится очень сложно, и даже невозможно без больших напряжений сил и потерь…

47. Педагогическое творчество – это возможность преподавателя считать, что дважды два – может быть в определённых учебно-образовательных условиях и три, и шесть. И если такой расклад принимается окружающими коллегами в школе, то всё остальное в нём прикладывается без особого труда...

48. Нам преподавателям, как представителям среднего общественного класса, кроме правильного поведения в родном обществе и терять-то, собственно говоря, пожалуй нечего...

49. Педагогические таланты – счастливейшие специалисты среди нас. В их мастерстве единовременно сходятся высокое исполнение своих профессиональных обязанностей и всеми внятно ощущаемое проявление ими своих педагогических наклонностей, что всегда представляет большую ценность для обучающихся…

50. Интеллектуально-культурное и профессиональное невежество всегда сбивает любого преподавателя с правильного педагогического пути… И тут, впору прокричать: Вам, жалкие музыкальные поводыри детских душ! Вам, не стыдно?!..

[1] О́скар Уа́йльд (1854-1900) – ирландский писатель и поэт. Одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

[2] Синеку́ра – в средневековой Европе чисто административная должность в католической церкви, не связанная с пастырской деятельностью, заботой о душах прихожан. Затем возникло переносное значение, ставшее сейчас основным, - любая должность, приносящая доход...