Общение, безусловно, входит в список важнейших факторов, влияющих на психическое развитие человека. Через контакты со взрослыми дети начинают впитывать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Но в то же время полноценное знание родного языка является еще и средством обучения. Его можно считать одним из важнейших приобретений детей, достигших школьного возраста.
Обогащение словарного запаса и развитие речи ребенка являются одним из важнейшей составляющей развития личности. С его помощью младшие школьники познают ценности национальной культуры, а также знакомятся с эстетическими и нравственными нормами общества.
Каждый учитель понимает, что развитие речи младших школьников является залогом их успешного освоения всех предметов не только в начальных классах, но и в дальнейшем, при переходе с одной ступени обучения на другую. Кроме того, по этому показателю, как правило, определяют уровень культуры, интеллекта и мышления человека. Однако в современном мире недостаточно знать правила грамматики, имеющиеся в родном языке.
Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.
Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.