Наверное, фамилия и имя Владимир Гуляев сходу не сразу что-то скажет многим, особенно молодежи. Тем более, что людей известных в разных областях с такой фамилией много, например, известный советский певец Юрий Гуляев. Но зато в лицо его мало кто не узнает. Обаятельный актёр, хоть никогда и не игравший главных ролей, запоминался зрителям с первого появления на экране.
Думаю, не стоит напоминать его роли.
А вот про то, что во время Великой Отечественной войны Гуляев не просто воевал, а был лётчиком-штурмовиком, о чём потом написал неплохую книгу, едва ли известно многим. Дело в том, что большинство известных людей — будущих актёров, режиссёров, писателей, воевали обычно не на передовой, или получали ранения и на этой их биография заканчивалась. Исключений немного. Так, например, партнёр Гуляева по съёмочной площадке в фильме «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин, хоть и принимал участие в двух войнах (в советско-финской он тоже успел), но служил в зенитной артиллерии. А это всё-таки не передовая. А режиссёр той же «Бриллиантовой руки» — Леонид Гайдай, хоть и попал в пехоту, но воевал недолго, был ранен и комиссован.
Жизнь же пилотов штурмовой авиации в войне была совсем короткой. Об этом весьма красноречиво говорит тот факт, что в 41-м лётчику штурмовой авиации могли присвоить звание Героя Советского союза за 10 боевых вылетов. В ходе войны требуемое для награждения количество вылетов росло и в 1943 уже составило 80. Это единственный случай, когда высшая награда присваивалась не за конкретный подвиг. Поскольку сами вылеты на штурмовку уже приравнивались к подвигу, и не так много пилотов смогли столько раз пойти в бой. Впрочем, и награждения, конечно, не производились автоматически после проведенного количества вылетов.
Это я написал к тому, что нашему кинематографу сильно повезло, что представитель такой опасной профессии смог дожить до конца войны.
Впрочем, на войну Владимир Гуляев попал не с первого дня, ибо возраст просто не позволял. В 17 лет, в апреле 1942 года он стал курсантом Молотовской лётной школы, а 14-го ноября 1943 года получив погоны младшего лейтенанта отправился на фронт. Местом службы указан сначала 3-й район авиационного базирования, потом в 639-й штурмовой авиационный полк 211-й штурмовой авиадивизии.
С 29-го апреля 1944 года Гуляев в 826-м штурмовом авиаполку 335-й штурмовой авиадивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. В составе полка он произвёл 10 боевых вылетов до 26-го июня 12 боевых вылетов, за что был 5-го июля награждён орденом «Красное Знамя». Это был период тяжелейших боёв за Витебск и Оршу. Затем была Полоцкая наступательная операция.
С 28-го июня 1944 года по 4-е апреля 1945 года у Гуляева ещё 20 боевых вылетов, за что 18-го апреля он награждён Орденом Отечественной войны I степени.
После этого с 8-го по 30-е апреля у Гуляева еще 20 боевых вылетов, за что 12-го мая он награждён вторым орденом «Красное Знамя» и получает вторую звёздочку на погоны.
После освобождения Белоруссии 3-я воздушная армия в составе 1-го Прибалтийского фронта освобождает Прибалтику и заканчивает войну в Восточной Пруссии.
Ещё одной наградой лейтенанта Гуляева стала 26-го июня 1945 года медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1985 году Гуляев награждён Орденом Отечественной войны II степени
Про отдельные боевые эпизоды боевой работы Гуляева можно посмотреть в прилагаемых документах. Кто заинтересуется, стоит почитать его книгу «В воздухе «илы», с той небольшой оговоркой, что это не совсем мемуары, а скорее художественное произведение. Хотя прототипом главного героя книги Леонида Ладыгина, конечно, является сам Гуляев. Есть ещё и его же (Гуляева) документальная повесть «На полевых аэродромах», вышедшая раньше, но большая часть текста (про боевые действия) в них совпадает, в последующем произведении автор добавил больше «лирики». Книги можно найти в Интернете, причём бесплатно. Рекомендую.
В Интернете можно найти и некоторые статьи про Гуляева с совершенно невероятными фактами из его боевой деятельности, но, их, видимо, стоит отнести к фантазии авторов, поскольку они противоречат документам, или, как минимум, не документами не подтверждаются.
Но, как мне кажется, сам факт наличия более полусотни боевых вылетов на штурмовку уже говорит о многом.
Я нашёл интересную и грустную статистику:
… по опыту штурмовых авиачастей 3-й ВА (Витебская, Полоцкая, Двинская, Белорусская и Шауляйская операции) на один поврежденный зенитной артиллерией "Ил" приходилось 2-3 боевых самолето-вылета при общей живучести Ил-2 в этот период около 36 самолето-вылетов (41 час налета) на одну боевую потерю.
То есть в среднем из каждых 36 вылетов не возвращался один штурмовик. Так что Гуляев явно был везучий человек.
Вот наградные документы на Гуляева, там можно посмотреть описания конкретных боевых эпизодов:
Также рекомендую вам мою статью:
Где и как воевал Михаил Пуговкин
Для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.
Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»