Найти в Дзене
Navygaming Channel

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой, 1916/ №52

Обобщаем сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Цель: уточнить потери в корабельном составе; с помощью читателей, проверить сведения, которые иногда представляются неточно; вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но незаметно.
Всегда рады обсуждению, вопросам, замечаниям и пояснениям. Благодарю читателей канала за уточнения и дополнения, правда, не всегда получается добавлять эти данные в текст, так как нет ссылок на источники этих данных. Прошу указывать источник фактов, которые можно было бы добавить в текст статьи, или на основании которых можно скорректировать имеющиеся ошибки.

1916 год

Июль

14 - Подводная лодка U51 потоплена в устье р.Эмс (Германия), в двух милях севернее плавучего маяка Яде, британской подводной лодкой Н-5. Погибло 34 человека, на немецком сайте, где ведется поименный учет погибших - 19 фамилий. Координаты гибели: 53°56'N, 7°55'E.

Подводная лодка типа к которому принадлежала U51
Подводная лодка типа к которому принадлежала U51

По данным Гайера торпеда попала в середину подводной лодки, только 14 человек смогли спастись из ее носовых и кормовых отсеков; из них 5 - выбросились с глубины примерно 20 м. Четырех из них подобрали дозорные корабли, находившиеся рядом. Считается, что U51 шла с Гельголанда на рейд Яде с поднятыми радиомачтами, что облегчило ее обнаружение и прицеливание противнику. Британская лодка стреляла двумя торпедами- одна попала.

Место гибели немецкой субмарины
Место гибели немецкой субмарины

Интересно, что британская подводная лодка Н-5, которая потопила U51, по инициативе своего командира покинула назначенную позицию, вошел в устье реки, и уничтожил субмарину противника далеко вверху по протраленному фарватеру. Британец был награжден, но только через год после этой победы.

Субмарина H5, капитан Cromwell H. Varley, после возвращения из патрулирования где удалось торпедировать германскую подлодку U51
Субмарина H5, капитан Cromwell H. Varley, после возвращения из патрулирования где удалось торпедировать германскую подлодку U51

Дополнение:

По данным нашего читателя стоит отметить, что действительно по поводу гибели U-51, присутствует географический косяк, так как, отмеченные в источниках плавучий маяк Яде и устье Эмса, это две совершенно разные географические точки, устье Эмса находится на границе Голландии и Германии, а плавучий маяк Яде находится на прямой между Гельголандом и Вильгельмхафеном ( устье Яде) гораздо Северо-Восточней Эмса, на Эмс (Эмден) была передовая оперативная база ПЛ и база III флотилии ПЛ, U-51 входила в состав II флотилии ( база Вильгелмхафен), и шла от Гельголанда в Вильгельмхафен. Путаницу вносит то, что на немецком сайте указано точное место гибели U-51, но почему то в пояснении указан тоже Эмс. Место гибели U-51, скорее всего, на последней карте можно найти, если от точки, где написано "залив Яде" провести прямую к Гельголанду и восточней точки Лезум и будет точка гибели U-51.

15 - Вооруженный речной пароход "Адьютант" взорвался на оз.Танганьика у г.Кигомы (Танзания).

Буксир "Адьютант"
Буксир "Адьютант"

По уточненным данным бывший буксир "Адъютант" (водоизмещение 250 т) смог прокочить через британскую блокаду в Дар-эс-Асалме, где был разобран и доставлен в Кигому по железной дороге. В боевых действиях на о.Танганьика принять участия не успел.

Верфь в Кигоме со стоящим на эллинге буксиром "Адъютант". Фото сделано 9.7.1916 г. бельгийскими летчиками.
Верфь в Кигоме со стоящим на эллинге буксиром "Адъютант". Фото сделано 9.7.1916 г. бельгийскими летчиками.

Находился на стапеле, когда город был отрезан бельгийскими войсками. Немцы сожгли "Адьютант" на стапеле, так и не собрав его.

"Адьютант"
"Адьютант"

21 - Вооруженный речной пароход "Граф фон Гётцен" затоплен экипажем в оз.Танганьика у г.Кигомы (Танзания) ввиду угрозы захвата противником.

"Граф фон Гётцен" в Кигоме
"Граф фон Гётцен" в Кигоме

Один из самых сильных вооруженных пароходов немцев на о.Танганьика в годы Первой мировой войны. Базировался на Кигому, и когда бельгийские войска подошли к городу, командир "Гётцена", разрушив укрепления, оставил город и ушел на нем к устью реки Малагараси, где затопил пароход. В 1918 году бельгийцы подняли пароход, но не восстанавливали его и он затонул в 1920 году в Кигоме во время шторма. Вскоре его выкупили англичане и в октябре 1924 года снова его подняли. 16 мая 1927 года судно под названием "Лиемба" (по суахили - название озера Танганьика) вновь сошло на воду и начало свою работу на озере.

-9

До 70-х годов ХХ века пароход ходил по озеру на своих паровых машинах, которые потом заменили на дизели. И по состоянию на начало 21 века этот реликт продолжал совершать рейсы между Киговой и Мпулунгой!!!

Известное фото - 105-мм орудие (или 88-мм?)  на баке "Гётцена". Справа вице-штурман Эдель.
Известное фото - 105-мм орудие (или 88-мм?) на баке "Гётцена". Справа вице-штурман Эдель.

По некоторым данным все это стало возможным потому что капитан "Гётцена" решил все же любой ценой сохранить свой корабль. С парохода была демонтированы важное оборудование, после демонтажа механизмы были покрыты толстым слоем смазки, упакованы в водонепроницаемые чехлы и закопаны в лесу недалеко от озера. Корпус корабля был заполнен цементной смесью, но не повреждён, а также смазан и затоплен у берега. Немцы планировали вернуться, но это желание не осуществилось. Возможно именно этим обусловлено быстрое восстановление судна англичанами.

25 - Вспомогательный тральщик (речной пароход) "Петер Дойс" подорвался на мине и затонул в Северном море в 8 милях западнее о.Гельголанд (погибло 2 человека).

Место гибели корабля
Место гибели корабля

С сожалению, уточняющих данных по этому кораблю нет.

Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996,104 с.; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер. - М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002. - 672 с.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну 1914-1918/ А.Гайер.- СПб.: Цитадель, 1998. - 104 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война. 1914-1918./ Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.: Харвест, 2002. - 464 с.; Галыня, В. Боевые действия на озере Танганьика в 1914-1916 гг./В.Галыня// Морская война, № 2(4)-2009.- С.24-27.; Материалы сети интернет.