Несколько лет назад один путешественник из Уфы обосновался в Краснодаре и открыл вконтакте паблик "Неизвестная Россия" с постами о различных колоритных "фишках" с просторов Необъятной. Этот паблик и перерос почти спонтанно в авторские туры, столь душевные и неформальные, что даже и турами их не назвать: "Неизвестная Россия" предпочитает слово "выезд".
Почти все они устроены по схеме "один выезд - один регион", и к 2021 году гиды Антона возят народ по всем регионам России от Калининграда до Чукотки. Для нескольких выездов (например, Забайкалья, Югры и Ямала) я писал программы, а ко многим другим программы написаны по мотивам постов в моём блоге. Я прежде ездил с "Неизветначем" на Апшеронскую узкоколейку и в Чечню, а по Краснодару Антон провёл мне экскурсию лично. И вот теперь я собрался удвоить этот список: на майские праздники "Неизвестная" проводит три выезда подряд в Кабардино-Балкарию - по Черекскому (ссылка в конце поста), Чегемскому и Баксанскому ущельям.
Самым интересным намечался, безусловно, третий выезд - ПРИЭЛЬБРУСЬЕ, начавшийся для меня на границе города Баксана и села Исламей по разные стороны Бакинской трассы: группа снова ехала из Минеральных Вод, а я - из Нальчика. Как и в Чегемском ущелье, нашим гидом стал обаятельный Сергей с дредами и бородой, похожий внешне на служителя какого-то нью-эйджевского культа, а водителем - разговорчивый казак Дмитрий, со своего водительского кресла выполнявший роль гида.
И опять густая хмарь осталась за Пастбищным хребтом, дальний склон которого вновь подарил надежду, что ещё распогодится. Мы завернули у села Былым на озеро Гижигит, по которому так и не скажешь, что это отстойник медно-молибденового комбината:
Который в советские времена работал в Тырныаузе - самом высокогорном городе России. Многоэтажки на фоне крутых склонов и ледяных вершин впечатляют, но ещё одна примета Тырныауза - разруха: комбинат давно остановлен и разобран почти без следа, а в высоких домах зияют глазницы пустых окон.
"Неизвестнач" завёз нас выше по реке, к противоселевой дамбе. Ещё месяцам ранее она стояла по обе стороны глубокого русла, которое буквально вырыл страшный сель 2000 года, а теперь, когда я пишу эти строки - вполне может быть, и вторая половина уже снесена.
Между тем, наш автобус подходил всё ближе к облакам, и эта мгла огорчала меня куда больше, чем явно минусовая температура с пронзительным ветром. От холода можно купить по смешной цене на Козьем рынке в Нальчике отличные шерстяные носки и перчатки, а вот мгла означала, что я, приехав в горы, не увижу гор.
Мы расположились в гостинице близ поляны Чегет - не селения, а конгломерата гостиниц у подножья горнолыжки. Здесь есть канатная дорога, но она уходила прямо в облако, и я даже не стал по ней кататься, предпочтя съездить в село Тегенекли ниже по долине, в Музей охоты, альпинизма и Высоцкого.
А вот канатка от такой же переполненной туристами поляны Азау добрых два километра ехала сквозь облако, но на последней станции Гара-Баши внезапно вынырнула выше облаков, к пугающе близким вечнобелым вершинам Эльбруса. Здесь, на 4-километровой высоте, была явная кульминация путешествия - яркий снег, ультрафиолетовое небо и две высочайших вершины России, широкую дорогу к которой отмечали бесчисленные чёрные точки поднимающихся людей.
Почти до седловины, уж по крайней мере до ведущей туда Косой полки, ездят снегоходы и ратраки со стандартными остановками у Приюта Одиннадцати и Скал Пастухова. Вот только покатушки на них - удовольствие не дешёвое: до первого пункта - 2000 рублей с носа, до последнего - 8000.
Обедать спустились в Терскол - последний в ущелье настоящий посёлок между туристическими полянами Чегета и Азау. Его главная достопримечательность - кафе "Купол", где альпинисты традиционно празднуют успешные возвращения с высокогорий, оставляя интерьеру что-нибудь. Стоит ли говорить, что именно сюда нас привёз "Неизвестнач"?
Последним пунктом этого дня должен был стать роскошный водопад Девичьи Косы, но - опять залежавшийся снег на тропе и три струйки на скалах. По "плану Б" мы поехали в ущелье Адыл-Су, впечатляющее следами не сказать чтобы недавнего (сошёл в 2017 году) селя да мощными пушками, которыми МЧС сбивает лавины со Шхельды:
Его не стоит путать с Адыр-Су существенно ниже по долине Баксана - это ущелье отделено от остального мира обрывом Докторский перевал, по которому проходит уникальный автофуникулёр, после недавнего несчастного случая заблокированный местными чиновниками. Так что мы поднимались по лестнице, а за лестницей нас ждала шишига за очередной блокпост, к альплагерю Уллу-Тау под одноимённой горой. Утром третьего дня вершины даже ненадолго показались из тумана:
В итоге отличный по своей программе приэльбрусский выезд оказался напрочь испорчен погодой, так что именно в эти места я рассчитываю съездить вновь. Но нисколько не сомневаюсь, что доверился бы здесь тем же организаторам.
Хотите так же, да ещё и с хорошей погодой?
"Неизвестная Россия" Вконтакте.
Программа выезда по Приэльбрусью.