Если вы открыли и читаете эту статью, значит, вы не на шутку интересуетесь диджитал-маркетингом и SEO-оптимизацией.
Делимся с вами кейсом, из которого вы узнаете:
- Какие фразы приносят больше всего трафика на сайт?
- У каких фраз наибольший процент конверсии?
- Чем отличаются пользователи, которые набирают в поисковике «длинные» фразы, от тех, что набирают короткие?
4) Как рассчитать формулу группировки поисковых запросов по количеству слов, составляющих этот запрос?
Почему именно органика?
В процессе работы над SEO-продвижением сайта важно отслеживать не только динамику позиций по семантическому ядру в поисковой выдаче, но и динамику органического трафика на сайт.
Причём важно анализировать трафик и по отдельным поисковым системам, и по группам поисковых запросов, которые привели пользователей на сайт.
Анализ низко- и среднечастотных запросов наглядно демонстрирует бОльшую эффективность достижения высоких позиций.
В этой статье мы хотели бы показать, что основной конверсионный трафик на сайт приносят не высокочастотные запросы, а запросы с дополнительными словами — из трёх, четырёх и более слов.
Также мы дадим вам готовую формулу, которая позволит анализировать и группировать такие эффективные запросы.
Давайте рассмотрим, как работает группировка поисковых запросов по степени их точности, а именно — по количеству слов, составляющих этот запрос.
Задача
В рамках проекта SEO-оптимизации сайта по продаже теплиц перед нами стояла задача — определить долю поискового органического трафика и его эффективность (процент конверсии) в разрезе количества слов, составляющих поисковый запрос.
Такая аналитика позволяет нам настроить стратегию работы в SEO, выйти в топ по низко- и среднечастотным запросам и добиться повышения конверсий на сайте.
Период анализа: апрель 2021 — март 2022
Источник данных: Яндекс.Метрика
Конверсионная цель: Добавление товара в корзину
Особенности проекта 2dum.ru «Центр теплиц»:
- интернет-магазин теплиц, парников и тепличного оборудования;
- регионы работы: Москва, МО, Ростов-на-Дону, Ростовская область;
- сезонность: с марта по май;
- с апреля 2021 года ведутся работы по SEO-продвижению сайта.
Как выгрузить данные для анализа?
В отчёте Яндекс.Метрика «Поисковые запросы»
- устанавливаем период: 01.04.2021 — 31.03.2022
- фильтруем по поисковой системе Яндекс
- исключаем слова, связанные с брендом: «центр», «dum», «дум»
- метрики: визиты и целевые визиты «Корзина»
Выгружаем данные в формате XLSX. Удаляем лишние строки, оставляем только таблицу. Желательно таблицу сразу сделать умной (быстрые клавиши «Ctrl T»).
Считаем количество слов
Основная цель анализа — группировка поисковых запросов по количеству слов. Посчитать количество слов в каждом поисковом запросе на первый взгляд довольно просто — в интернете можно найти формулу:
=ДЛСТР(A2)-ДЛСТР(ПОДСТАВИТЬ(A2;" ";""))+1
Но мы видим, что формула эта не учитывает служебные части речи (предлоги и союзы) и считает их наравне со словами, что совсем не соответствует целям нашего анализа.
Как же отделить предлоги от слов?
Считаем количество предлогов
Для начала соберём список всех предлогов и простых союзов (союзов, состоящих из одного слова), которые есть в русском языке, в отдельной вкладке нашего файла Excel (вкладка «Предлоги»). Эту информацию опять же находим в интернете (мы использовали сайты: https://www.myadept.ru/page/spisok-predlogov и http://rusgram.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7).
Все предлоги и союзы переносим в один столбец, удаляем дубликаты.
Теперь нам понадобится «обернуть» каждый из предлогов и союзов с двух сторон символами «пробел» и «звёздочка».
Символ «звёздочка» в Excel означает любое количество любых символов (что угодно до и что угодно после).
«Пробел» же нам нужен потому, что предлог или союз в 99% случаев будет где-то в середине поискового запроса, то есть отделённым с двух сторон пробелами.
Таким образом, впоследствии мы зададим условие: посчитать в каждой ячейке количество нужных нам сочетаний букв, отделённых с двух сторон
пробелом.
Итоговая формула:
="* "&A2&" *"
Без «пробела» до и без «пробела» после мы бы просто искали все ячейки, содержащие буквы а, в, и, к, с и т.д., что было бы неверно.
Вернёмся теперь к нашей таблице с выгрузкой из Метрики. Создадим отдельный столбец «Количество предлогов». С помощью комбинации функций СУММ и СЧЁТЕСЛИ посчитаем количество предлогов в каждом поисковом запросе. Формула:
=СУММ(СЧЁТЕСЛИ(A2;Предлоги!$B$2:$B$106))
Так как используется формула массива, то заканчиваем ввод формулы сочетанием клавиш «Ctrl Shift Enter». Получаем в итоге количество предлогов в каждой ячейке.
Далее вычитаем из второго столбца значение третьего и получаем точное количество слов.
Сводная таблица данных
Сгруппируем все поисковые запросы по количеству слов. Запросы с количеством слов больше 7 объединим в одну группу.
На основе этой группировки построим сводную таблицу, где в строки вынесем поле «Количество слов», а в столбцы — поля «Визиты» и «Процент конверсии» (по цели «Корзина»).
Поле «Визиты» для наглядности выведем не в абсолютных значениях, а в процентах от общей суммы:
Поле «Процент конверсии» добавим, как «вычисляемое поле» по формуле: Корзина / «Визиты» (в процентах):
Получим в итоге таблицу:
Построим для наглядности диаграмму, где в качестве основной оси будет поле «Визиты», в качестве вспомогательной — поле «Процент конверсий»:
Выводы
Заинтриговали вас в начале статьи? А вот и ответы на обозначенные вопросы:
- Какие фразы приносят больше всего трафика на сайт?
- Больше всего трафика на сайт приносят фразы из 3 и 4 слов.
- У каких фраз наибольший процент конверсии?
- Фразы из 2, 3, 4, 5 слов суммарно приносят 80% всего органического (небрендового) трафика на сайт.
- Фразы из 1 и 2 слов, несмотря на высокую частоту запросов в точном соответствии по данным Wordstate, всё же не являются основным источником поискового трафика, даже при высоких позициях сайта в выдаче.
- Чем отличаются пользователи, которые набирают в поисковике «длинные» фразы, от тех, что набирают короткие?
- Процент конверсии наибольший у фраз, состоящих из 4, 5, 6, 7 слов. Объясняется это тем, что пользователи, набирающие в поисковике «длинные» фразы, лучше понимают, что конкретно им нужно, а значит, и более мотивированы на совершение покупки.
4) Как рассчитать формулу?
Итоговая формула: =СУММ(СЧЁТЕСЛИ(A2;Предлоги!$B$2:$B$106))
Если вы дочитали до конца, значит, вам будут интересны и другие наши полезные статьи на тему диджитал-маркетинга, например: «Зачем нужен ABC и XYZ анализ и как его использовать в бизнесе, чтобы сделать красиво».
Было полезно? Пишите в комментариях, узнали ли вы из статьи что-то новое.