Часть российских работодателей после 24 февраля столкнулась со вспышкой политических конфликтов на работе. Об этом можно судить хотя бы потому, как активно карьерные СМИ дают советы, как сохранить в офисе рабочую атмосферу и избегать политических споров. Многие люди очень остро реагирует на ситуацию, особенно, если в одном коллективе встречаются противоположные точки зрения на происходящее и каждый активно демонстрирует настрой. Что интересно, разные поколения россиян по-своему проявляют себя в этой ситуации.
На Forbes вышла колонка директора по развитию hh.ru, в которой эксперт говорит, что чаще всего к радикальному декларированию своей позиции склонны люди более молодого возраста, для которых подобный кризисный опыт стал первым в жизни и они в полном шоке. Сотрудники зрелого и старшего возраста, наоборот, обычно занимают наблюдательную позицию.
В разрезе поколений, проще адаптируются к сложным ситуациям люди, родившиеся в 1970–1980-е. Они пережили развал страны, дефолт, мировой кризис 2008 года, присоединение Крыма и санкции в 2014 году, naндeмию. Сейчас многое в поведении людей напоминает о временах после развала СССР. Тогда люди тоже заново учились жить в новом мире и выбирали разные стратегии. Forbes, Марина Львова
Что касается молодёжи, то по словам Марины Львовой, в их поведении наблюдаются три стратегии:
- В регионах зумеры работают на предприятиях, возникших ещё в советские времена, они заняты своей жизнью и мало интересуются новостным потоком.
- В мегаполисах молодёжь, которая активно вовлечена в бизнес и технологии, эмигрирует или прямо сейчас ищет работу за границей, так как они не хотят жить в стране, которая отрезается от внешнего мира.
- Часть молодых людей пытается найти для себя в условиях кризиса возможности, например, занять ниши покидающих страну зарубежных компаний. Они не боятся участвовать в госзакупках и вообще получать помощь от государства.
Также часть россиян, которые активно путешествовали по миру, но работали на российский рынок, возвращаются из-за проблем с карточками и потерей доходов.
Зрелое поколение, люди в возрасте 40-50 лет, по данным эксперта, сейчас впало в глубокую апатию. Именно эта возрастная группа несёт на себе наибольшие потери: капитала, стабильности, международных связей, привычного образа жизни. Среди них больше всего топ-менеджров и руководителей бизнеса.
Сотрудники в возрасте 50-60 лет ищут опоры в своём прошлом опыте и демонстрируют оптимизм и рассказывают молодым, как выжить за счет огородов и "картошки", чем ещё сильнее добивают молодёжь. Они привыкли "быть сильными".
Работодатель может помочь таким людям, дав им ощущение безопасности и устойчивости — от эмоциональной до финансовой. Показать им, что не только они заботятся обо всех вокруг, но и о них обязательно позаботятся. Forbes, Марина Львова