Найти в Дзене
Издательство MAK.arcanes

Детство. Самое опасное время в жизни. Часть 1

Оглавление

Отметая очевидную критику данной темы, хочу сказать, что не во всех родительски-детских отношениях я вижу опасность и повод оправдать плохие поступки выросших людей. Однако я знаю много случаев, которые подтверждают теории, о которых сегодня пойдет речь. По традиции в конце статьи я расскажу, как работать с детскими переживаниями с использованием колоды МАК.

Скажу сразу: речь сегодня пойдет о психологии и про опасности, изучаемые только в этой науке. Для начала, кто такой ребенок?

Ребенок — это человек, но в отличие от взрослых людей он не особо-то и нужен этому миру. Единственный, кому по-настоящему нужны дети в первые годы жизни — это их родителям. Государство еще не может собирать с этой категории лиц налоги, призывать выполнять гражданский долг перед отечеством. Оно даже напротив вынуждено вкладываться в развитие детского населения, выделять ресурсы родителям, школам, садикам, больницам.

Здесь мы уже можем видеть, насколько забота о наших детях небезвозмездная. Я бы даже сказал — слишком прагматичная. Остается только безусловная любовь нашей мамы. Неважно, какие сын или дочь: крепкие и здоровые, больные и слабые, послушные и не очень — мама любит не за хорошее и не разлюбляет за плохое. Пожалуй, это то немногое, чем ребенка действительно наградило детство. В остальном же детский возраст на мой взгляд таит в себе самый важный и, к сожалению, зачастую вредный жизненный период:

Пункт 1. Как стать уверенным в себе

Мы не зря коснулись темы безусловной любви нашей мамы, потому что есть еще условная любовь папы. Условная она потому, что зависит от того, насколько ребенок "молодец" в глазах родителя. Хорошо себя ведешь, помогаешь и слушаешь, что говорят — тебя любят и тобой гордятся. Если другие дети уже прекрасно говорят, ходят уверенной походкой и сами добираются до горшка, а ты нет — к тебе нет особого интереса.

Вообще, вы замечали, что в какой-то возрастной период отец начинает усиленно игнорировать свое дите. Это то время, когда с ребенком взрослому мужчине неинтересно общаться. Да-да, мы тут не говорим о воспитании, потому что родители (боюсь, вы мне не поверите) очень часто воспитывают ребенка, не потому что это необходимо растущему человеку, а потому что это интересно самим взрослым.

Взрослому человеку надо, чтобы его наследник добился всего, чего не добился он сам во времена своей молодости. Я знаю истории с детьми-музыкантами, у которых украли детство. Их самооценку просто уничтожили, внушив им идею о том, что без великолепного музыкального слуха они не стоят внимания людей. Как будто способности определяют, достоин человек жить или нет. Мне всегда было противно от такого внушения, ведь эти установки для детей как "Отче наш". Они еще не научились отличать наставления старших от реальной правды жизни, поэтому первое время не будут сопротивляться и действительно станут заниматься тем, чего хочет родитель (таких родителей, кстати говоря, не особо волнует, что ребенок занимается навязанным творчеством, скрипя зубами).

Когда мы вырастаем, у нас конечно может сложиться иное мнение на жизнь, и мы например не будем посвящать себя музыке, как этого хотелось родителям, но детство все равно оставит темный след в душе. Где-то бессознательно мы сохраним ощущение, что не стали теми прекрасными детьми, которых всегда хотели наши мама и папа. А что это, если не удар по самооценке. Более подробно кстати можно почитать про это, загуглив тему комплекса неполноценности в авторстве Альфреда Адлера. Там детально разбирается проблема ребенка и даже сравнивается, как развивается младший, средний и старший ребенок в одной и той же семье, но это так — для самых любознательных.

Пункт 2. Как победить взрослых

Знаете, мне всегда интересно наблюдать за тем, как дети пытаются приспособиться к миру взрослых людей. Со стороны даже кажется, что многие из них не хотят жить своей беззаботной жизнью, поэтому дочь примеряет неуклюжие каблуки матери, ворует нож, чтобы самостоятельно порезать колбасу, красит губы (и щеки с носом заодно), матерится — в общем, делает то, что по ее мнению делает взрослого человека взрослым. И вот в этом я вижу сублимацию.

На самом деле взрослыми нас делает ответственность за свою жизнь, самостоятельность и необходимость обеспечивать себя и семью. Ребенок чувствует, что не справляется с этой задачей: в машину он сам забирается с трудом, ему неудобно сидеть за обеденным столом без детского стульчика, он не в силах решить конфликт с другим ребенком без возражений в духе: "Мама, а он не хочет делиться со мной!"

Во многом это обусловлено тем, что мебель в доме сделана для взрослых. Правила в обществе тоже построены под взрослых: старших надо уважать, уступать им место, нельзя грубить, баловаться и делать практически все, чего хочется маленьким детям. Существует только небольшой мир подстать ребенку — детская комната. Но ее так мало, что маленький человек не перестает ощущать давление большого и неудобного мира. С одной стороны это тоже бьет по самооценке, а с другой вызывает ощущение проигранного соперничества.

Взрослые сильнее, хитрее, у них есть власть над этим миром, и в глубине души ребенок соперничает со взрослыми (при всей своей невинной любви к ним). Соперничество может вылиться в крики, в непослушание, в нехилый такой негативизм. У менее уверенного в себе ребенка наоборот может возникнуть чрезмерное послушание и подчинение, тревожность. Наверное, к этому еще добавится манипулятивное отношение, когда ребенок будет плакать и попадать в неприятности, чтобы его пожалели. Это все неосознанно, и это все свидетельствует о том, что ребенок хочет поддержки, что ребенку важно чувствовать себя в безопасности, что взрослые ему не навредят, и что взрослые не принижают достоинства маленького человека.

Соперничество, как правило, происходит между детьми и родителями одного пола. Так, дочь может чувствовать угрозу в лице матери, а мать видеть в лице дочери соперницу. Психоанализ трактует это по-разному, например, Зигмунд Фрейд видит в этом ревность матери, потому что любовь мужа достается не только ей, но еще и родной дочке. Другие психоаналитики говорят, что ребенок хочет быть таким же сильным, как его родитель, но в силу возраста это невозможно. Так у каждого ребенка возникает чувство неполноценности, но если любить своего ребенка и способствовать его развитию, во взрослости это проходит.

Я думаю, что пока что мы остановимся на этом, а в другой раз поговорим про сами сложности взросления. В этой статье мне было важно затронуть проблемы, на которые мы так редко обращаем внимание. Мы как будто забываем, каким сковывающим для нас были страхи в детстве. От этого мы говорим детям: "Не трать мое время на всякую ерунду", — а детям это очень важно. Наша невнимательность к их психическому развитию меня настораживает, и я призываю родителей быть еще и взрослыми и брать ответственность за свои действия в отношении своих детей.

Мы можем остановить этот цикл абьюзивных отношений, жестокости и страданий, перестав показывать своим детям неправильный пример. И это не так сложно, как кажется.

Работа с МАК

Разумеется, я хочу посоветовать психологическую работу, но такую, которую можно провести даже без консультации у специалиста. Есть замечательные метафорические ассоциативные карты (МАК), которые созданы специально для того, чтобы облегчить наши поиски ответов на сложные жизненные вопросы.

Детские переживания не стали исключением, и издательство MAK.arcanes разработало специальную колоду для работы с детьми под названием "Лики детства".

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Я привожу ее в пример, потому что с помощью карт из этой колоды можно исследовать детские переживания, взаимоотношения ребенка с собой и с окружающим миром и даже психотерапевтически работать с Внутренним Ребенком. Это возможно благодаря специальным техникам, которые автор прилагает в комплекте.

Техники работы с детьми

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Упражнение «Эмоции и чувства»

Упражнение помогает ребенку развивать эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Попросите ребенка рассказать историю или сказку про какого-нибудь персонажа. В процессе сочинения истории можно доставать карты с эмоциями в том порядке, в котором их проживает главный герой. Каждую карту нужно описать: что чувствует персонаж и по какой причине. Что он будет дальше и к чему это приведет на следующем этапе?

Упражнение «История одного Малыша»

Используется для понимания эмоций, которые проживает ребенок.

Ребенок выбирает в открытую персонажа, который вызывает эмоциональный отклик. Работа ведется по этой карте:

  • Посмотри на карту и скажи: какие чувства испытывает этот ребенок?
  • Что произошло в его жизни?
  • Расскажи историю про один день из жизни персонажа.
  • Есть ли у него друзья?
  • Где он живет?
  • О чем он мечтает?
  • Чего ему не хватает?

Несмотря на простоту описанных техник, именно такие упражнения показывают наибольшую эффективность в работе с детьми.

Техники работы со взрослыми

В заключении приведу в пример пару техник, которые помогут лично Вам.

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Упражнение «Мой Внутренний Ребенок»

Упражнение поможет познакомиться со своим Внутренним Ребенком или выяснить, как он себя чувствует в зависимости от ситуации или в конкретных обстоятельствах. Например, на новой работе или на встрече выпускников.

Из колоды «Лики детства» вслепую или в открытую вытяните карту в ответ на вопрос:

«Что чувствует мой Внутренний Ребенок?»

Внимательно изучите персонажа, изображенного на карте. В каком эмоциональном состоянии он находится? Чего хочет? От чего хотел бы избавиться? Чего ему не хватает? И самое главное – чем вы можете ему помочь? Лично вы.

Упражнение «Воспоминания из детства»

Техника поможет взрослому человеку вспомнить и вновь пережить ситуацию из своего детства, которая повлияла на его последующую жизнь. Ситуацию можно обозначить, а можно отдаться на волю карт, которые сами помогут вспомнить именно то, что сейчас для человека актуально.

1. Из колоды следует вслепую достать карту, которая будет символизировать состояние ребенка в прошлом.

Возможные вопросы к колоде:

«Как я себя чувствовала в той ситуации, когда...? Что явилось причиной моей негативной установки? Какие детские переживания оставили во мне самый яркий след?», «Какая ситуация из детства наиболее сильно повлияла на мое поведение в настоящем?» и т.п.

2. Карту открыть, внимательно изучить и прислушаться к себе. Какие чувства, мысли, воспоминания приходят? Как это происходило тогда? Как себя чувствует ребенок на карте? Каким образом он справляется с той ситуацией? Какие выводы он для себя сделал после того, что пережил тогда? Какие выводы он сделал о себе? О мире вокруг? О людях, которые его окружают? Как теперь эти установки, зародившиеся в детстве, влияют на его жизнь? Являются ли эти установки правильными, полезными? Как можно их изменить, опираясь уже на свой взрослый опыт и накопленную мудрость?

3. В заключение можно из любой сказочной или ресурсной колоды (например, «Точка опоры») вслепую достать несколько карт, отвечающих на один или несколько вопросов:

«Что мне делать, чтобы извлечь из своего прошлого опыта полезные уроки? Как я могу трансформировать свои негативные установки в позитивные? На что мне обратить внимание в настоящем?» и т.п.
Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Колода «Лики детства» может стать хорошим помощником в работе семейного или детского психолога, когда нужно исследовать взаимоотношения ребенка в семье, с его родителями или опекунами.

Колода «Лики детства» на официальном сайте издательства: https://mak.arcanes.ru/shop/44/desc/liki_detstva

© Иван Чернецкий, специально для Издательства MAK.arcanes

Согласны ли Вы с тем, что детство - самый опасный период в жизни человека?

Другие статьи на эту теме: