Выросшие в Советском Союзе люди знают, что измерять удавов можно любыми другими животными (лучше, конечно, попугаями). Но использование различных бытовых индикаторов для исследования экономических процессов — обычная мировая практика. Журнал «Слово и Дело» собрал пять самых популярных способов выразить скучные цифры в понятной людям форме.
Индекс Биг Мака
Самым раскрученным, пожалуй, является индекс измерения реального паритета покупательной способности, предложенный еще в 1986 году журналом The Economist. За основу взят флагманский бургер из меню одной покинувшей Россию сети ресторанов быстрого питания — Биг Мак.
В теории на одну и ту же сумму, пересчитанную по курсу национальной валюты, в разных странах можно приобрести один и тот же набор товаров и услуг. Но на практике такого, разумеется, не происходит. Экономисты пытались строить сложные, разветвленные модели, а редактор The Economist Пэм Вудолл решила использовать более простой индикатор, встречающийся в практически неизменном виде во множестве стран.
За без малого сорок лет существования индекс Биг Мака стал визитной карточкой The Economist и продолжает активно использоваться по первоначальному назначению.
Индекс KFC
Еще одним индикатором покупательной способности национальных валют является индекс KFC, базирующийся, как понятно из названия, на продукции одноименной сети фастфуда. А если точнее, на классическом 15-кусковом ведре.
В отличие от более интернационального индекса Биг Мака, он используется только в странах Африки. Но вызвано это вовсе не тем, что африканцы любят курочку. Дело в практически полном отсутствии на территории Черного континента ресторанов McDonald's. Американский гигант сумел опутать своими щупальцами только ЮАР, Марокко и Египет. У забегаловок с портретом полковника Сандерса получилось лучше, потому для Африки выбраны именно они.
Индекс латте
Зависть — не лучшее чувство. Подвержены ей не только отдельные люди, но и целые коллективы. Например, команда The Wall Street Journal. Газета не смогла смириться с успехом индекса Биг Мака от The Economist и решила создать свой, с пенкой и крышечками.
Индекс Латте также является индикатором ППС в разных странах, в основе которого лежит цена на чашку популярного кофейного напитка из сети Starbucks. Небольшое количество ингредиентов делает его несколько более точным, а потому, несмотря на неприкрытое копирование идеи у The Economist, индекс от WSJ остается достаточно популярным.
Индекс борща
В отличие от предыдущих показателей, индекс борщевого набора служит другой цели. Он отражает колебания цен на известный набор продуктов в отдельно взятой стране. Благодаря индексу борща можно сравнить цены на наиболее ходовые овощи по городам России в момент времени, а также изменение их стоимости в разные месяцы и годы.
Следует отметить, что индекс рассчитывается без учета мяса. В пакет входят только овощи: картофель, капуста, лук, свекла, морковь, чеснок (да, помидоры тоже не учитываются). Тем не менее, этот показатель активно используется государственными учреждениями, а само словосочетание «индекс борща» всплывает даже на докладах президенту.
Индекс оливье
Завершает подборку еще один внутрироссийский индикатор, привязанный к стоимости самого популярного новогоднего салата. Индекс оливье появился в 2009 году и с тех пор регулярно рассчитывается Росстатом. Он служит альтернативным способом измерения годовой инфляции.
В отличие от индекса борща, он появляется в декабре, и таким образом не зависит от сезонных колебаний цен на овощи. Конечно, никто не мешает готовить любимый салат и замерять его стоимость хоть каждый день в году, но традиционно индекс оливье используется только для подведения итогов года.
Есть у него и еще одно важное свойство. Ежегодные отчеты Росстата закрепили точный рецепт популярной закуски. Любой желающий может зайти на сайт агентства и проверить, какие продукты и в каком количестве нужны для приготовления новогодней классики.
Индекс оливье показывает, что популярное кушанье ежегодно прибавляет в цене. Но не стоит думать, что в других странах цены на продукты стоят как прибитые. Ранее журнал «Слово и Дело» рассказал, какой ингредиент классического гамбургера в США прибавил в стоимости сильнее остальных.