Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Так что же делать со списанными атомными подлодками? Как на этот вопрос отвечают в Британии

Скажем так - до сих пор ни одна из них так и не была утилизирована!

На снимке лодки, хранящиеся в Дэвенпорте. Теперь там уже на 2 больше. В настоящее время 21 бывшая атомная подводная лодка Королевского флота ожидает утилизации, 7 в Росайте и 14 в Девонпорте.

Небольшие реакторы, запечатанные и содержащиеся внутри лодок, не представляют большой опасности, но их безопасное обслуживание в ожидании демонтажа является растущим бременем для оборонного бюджета. Более 500 миллионов фунтов стерлингов было потрачено на хранение и обслуживание подводных лодок с тех пор, как первая атомная лодка RN (Королевского флота) была выведена из эксплуатации.

Расходы на хранение на плаву и техническое обслуживание выведенных из эксплуатации лодок растут и в настоящее время обходятся примерно в 30 миллионов фунтов стерлингов в год. Каждая дальнейшая задержка усугубляет это, и ее придется финансировать из оборонного бюджета. Общая стоимость утилизации составит не менее 3 млрд фунтов стерлингов в течение 25 лет и будет продолжаться до 2040-х годов.

С семи подводных лодок в Росайте сняты топливные стержни, но из 14 подводных лодок в Девонпорте 10 все еще заправлены топливом. Это связано с тем, что в 2003 году объекты для выгрузки топлива были признаны недостаточно безопасными для соответствия современным стандартам регулирования, и процесс был остановлен. На подводных лодках, у которых не было удалено топливо, первый контур реактора подвергается химической обработке, чтобы гарантировать его инертность, и устанавливается дополнительное оборудование радиационного контроля.

Помимо регулярного контроля, раз в 15 лет каждая лодка должна быть поставлена в сухой док на период освидетельствования и обслуживания (SADP), который включает осмотр корпуса и работы по консервации.

Чтобы полностью утилизировать действующую атомную подводную лодку, необходимо выполнить несколько шагов.

От подводной лодки до бритвенных лезвий

Лодка официально списана на церемонии, посвященной ее службе. Большая часть экипажа корабля уходит, и судно передается Бэбкоку. (Babcock International Group plc — британская компания, предоставляющая услуги в области аэрокосмической, оборонной и ядерной инженерии). Внутренние устройства и фурнитура удалены вместе со всеми классифицированными системами и элементами, которые могут быть повторно использованы другими лодками. Легковоспламеняющиеся материалы удаляются вместе с рулями, (а в некоторых случаях и движителями), а корпус обрабатывается, чтобы сохранить его жизнь.

При подготовке к консервации небольшая вахтенная служба RN остается на борту в течение примерно 2 лет, поддерживая гражданских специалистов, пока лодка готовится к хранению, чтобы управлять остаточным тепловыделением реактора, вторичными системами и системами жизнеобеспечения. Когда лодка внутри разобрана и больше не нуждается в персонале на борту, ее отбуксируют в бассейн на хранение. При нынешних темпах утилизации средний скиталец проведет на плаву в бассейне около 40 лет, проходя SADP каждые 15 лет.

1 этап - удаление НАО (низкоактивных отходов). Удаляются все НАО, включая крупные компоненты, такие как парогенераторы, компенсатор давления и трубопроводы второго контура. Весь радиоактивный материал извлекается через отверстия, прорезанные в корпусе, маркируется и упаковывается в подходящие контейнеры для отправки на пункт захоронения. Затем лодку герметизируют и возвращают на хранение на плаву.

2 этап - удаление САО (среднеактивных отходов). Лодку возвращают в сухой док. После этого можно демонтировать трубопроводы первичного контура и насосы охлаждающей жидкости. Головка корпуса реактора классифицируется как НАО и снимается отдельно, а на место устанавливается временная головка. После того, как корпус реактора запечатан в контейнере, его поднимают на транспортер для вывоза. Остальные части также удаляются и разрезаются на удобные размеры. Все жидкости и материалы, удаляемые в процессе, должны быть отсортированы, разделены, при необходимости уменьшены в размерах и упакованы в соответствующие контейнеры, готовые к хранению.

Только около 1% каждой подводной лодки являются более радиоактивными САО. Около 4 % составляют НАО и 5 % — нерадиоактивные опасные отходы. Остальные 90% — это в основном сталь, которую можно продать на переработку. (В зависимости от класса лодки от 3000 до 7000 тонн). В настоящее время в Соединенном Королевстве практически не проводится разборка кораблей (большинство бывших военных кораблей утилизируется в Турции).

Что же фактически сделано на данный момент?

HMS Dreadnought, выведенный из эксплуатации в 1980 году, в настоящее время находится в Росайте намного дольше, чем он находился на действительной службе. Основной причиной задержек был выбор наземного хранилища для радиоактивных отходов. Низкоактивные отходы (НАО) хранятся в Селлафилде в бетонных хранилищах, а в 2017 году компания URENCO Nuclear Stewardship Ltd в Кейпенхерсте в Чешире была выбрана в качестве временного места для хранения более опасных среднеактивных отходов (САО). Снятые с подводных лодок корпуса реакторов относятся к классу САО и будут временно храниться в специально построенных надземных зданиях. В конечном итоге они будут перемещены в постоянное подземное хранилище для геологических захоронений (GDF), но сменявшие друг друга правительства не смогли договориться о месте для GDF, которое необходимо построить в 2040-х годах.

Проект по демонтажу подводных лодок (SDP) наконец начался в Росайте в декабре 2016 года, примерно на 15 лет позже запланированного. Команда из примерно 150 человек работает на объекте, внедряя двухэтапный процесс удаления радиоактивных отходов. Swiftsure была «пилотной» подводной лодкой проекта и этапа 1 — удаления НАО. Эта работа была завершена, и в августе 2018 года судно было опломбировано и возвращено на плаву для хранения в бассейне. На данный момент с Swiftsure и Resolution вывезено 129 тонн преимущественно металлических НАО. Трубы многих старых лодок покрыты асбестом, который также необходимо удалять с особой осторожностью и утилизировать в герметичных контейнерах. Работа Этапа 1 по Resolution была завершена вовремя в марте 2020 года и в рамках бюджета.

Работы на этапе 1 над Revenge начались в марте 2020 года, но были приостановлены 24-го числа из-за блокировки COVID, и нормальная работа не возобновлялась до июня 2020 года. Работа на этапе 1 обычно должна составлять в среднем около 18 месяцев на одну лодку, и к концу 2021 года проект был завершен. было задействовано 600 000 человеко-часов без аварий или экологических происшествий.

Работы на первой лодке, проходящей этап 2 – удаление САО, начнутся в конце 2025 г. и должны быть завершены к 2026/7 г. Это будет заметным достижением, так как это первый в мире реактор с водой под давлением (PWR), который будет демонтирован.

Другие страны используют гораздо более простой процесс и вырезают из подводной лодки весь реакторный отсек и транспортируют его в конструктивно завершенном виде для захоронения в наземных хранилищах. С 1980-х годов США успешно утилизировали более 130 атомных кораблей и подводных лодок. С 1990-х годов русские утилизировали более 190 лодок советской эпохи (с некоторой международной помощью), в то время как Франция уже избавилась от 3 лодок из своего гораздо меньшего числа.

Британия почти всегда предпочитает своим путём. Главное, что там нет "Огонька" времён Коротича и никаких истерик по поводу этой проблемы. А спокойно констатируют, что В какой-то степени Минобороны попало в порочный круг, при котором стоимость хранения подводных лодок съедает бюджет на их утилизацию. Скромный прогресс в Росайте за последние 5 лет обнадеживает, но более тревожным является медленный темп работы в Девонпорте. Всегда есть более насущные приоритеты для расходов на оборону, и проект демонтажа постоянно откладывался.

Как и во многих других проблемах в области обороны, в неспособности избавиться от лодок нельзя винить одного человека, правительство или компанию, а скорее ряд решений, принятых многими людьми, которые в то время казались оправданными.

Закончится ли вся эта история к 2040 году? По крайней мере, плана утилизации, лодок находящихся на службе сейчас, пока вообще не существует.

В основном использован текст статьи с сайта Navylookout под названием "Проект по демонтажу бывших атомных подводных лодок Королевского флота продвинулся на несколько дюймов вперед".

......................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь