Найти в Дзене
АРТистократия

Федоскино, Мстёра, Палех, Холуй — краткий путеводитель по русским лаковым промыслам

Оглавление

На первый взгляд, все четыре промысла создают одно и то же: черные лаковые шкатулки из папье-маше, украшенные росписью. Попробуем разобраться в отличиях!

"Конек-горбунок", Холуй
"Конек-горбунок", Холуй

Истоки лаковых промыслов

Первое, что важно знать — разница в происхождении. Федоскинский стиль изначально формировался в рамках светского промысла: лаковые шкатулки, коробочки и табакерки изготавливают в Подмосковном селе Федоскино с 1790-х годов. Мстёра, Палех и Холуй до 1920-х годов были промыслами иконописными, затем политическая ситуация изменилась и мастера были вынуждены работать в новом жанре. Можно сказать, что Федоскино — это про роскошь, отточенные веками технологии и изысканное совершенство, а Мстёра, Палех и Холуй — про поиск себя, своего стиля и особого пути в потоке переменчивого времени.

Лот аукциона Sothebys, середина 19-го века
Лот аукциона Sothebys, середина 19-го века

Технологии создания лаковых шкатулок

За двести с лишним лет мастера из Федоскино довели технологии многослойной росписи, лакирования, полировки до настоящего совершенства. Федоскинские шкатулки всегда выглядят самыми нарядными и блестящими. Изображение словно светится изнутри, и на самом деле, так оно и есть: в основе рисунка лежит светоотражающий слой из сусального золота, металлического порошка или перламутра, поверх него в несколько слоев наносится роспись масляными красками. Боковые стороны шкатулок обычно богато декорированы сканью — сложным узором из кусочков золотой и серебряной фольги. Мстёра, Палех и Холуй пользуются темперными красками и их шкатулки выглядят чуть менее ярко.

Шкатулка "В космосе". Холуй, 1960-е годы. Художник М. Мальков.
Шкатулка "В космосе". Холуй, 1960-е годы. Художник М. Мальков.

Палитра лаковой миниатюры

Мастера из Палеха и Холуя (Ивановская область) чаще всего написаны по черному фону (у Федоскино и Мстёры он встречается гораздо реже). Шкатулки из Мстёры (Владимирская область) можно узнать по обилию зеленовато-голубых оттенков. Палех тяготеет к теплой золотистой палитре, Холуй — к более холодной.

Холуйская миниатюра, фото Большая Русская Энциклопедия
Холуйская миниатюра, фото Большая Русская Энциклопедия

Сюжет изображений на лаковых шкатулках

Все четыре промысла часто обращаются к сюжетам русских сказок и былин — по этому признаку их сложно различить. Но есть у каждого и свои излюбленные сюжеты: например, мастера Федоскино славятся умением воспроизводить на шкатулках миниатюрные копии известных картин, при этом уровень детализации просто потрясающий! Мстёрские мастера тяготеют к изображению сцен деревенской жизни и сельских пейзажей, а художникам из Холуя больше по душе пейзажи архитектурные. Если вам встретиться шкатулка с крупным изображением памятников архитектуры и совсем без людей, это, скорее всего, Холуй.

Фото ООО Русская Лаковая Миниатюра
Фото ООО Русская Лаковая Миниатюра

Композиция изображений лаковых шкатулок

А вот на палехских шкатулках практически всегда есть фигуры людей, и они не просто присутствуют, но занимают центральное место в композиции. Стиль Палеха в значительной мере сохранил художественные приемы, характерные для иконописной традиции. Если Холуй и Мстёра изображают людей на фоне пейзажа, написанного более или менее по законам классической перспективы, то Палех выводит своих героев на первый план, как святых на иконе, а элементы пейзажа («горки и палатки», как называют их иконописцы) лишь обрамляют фигуры людей, обозначая место действия. Удлинённые пропорции тела, развевающиеся одежды — всё это знакомые нам иконописные приёмы, по которым мы узнаём выразительный стиль Палеха.

Эту прядильщицу в 1926 году нарисовал основоположник палехской миниатюры Иван Голиков, а в 2019-м скопировала художница мастерской Духанина
Эту прядильщицу в 1926 году нарисовал основоположник палехской миниатюры Иван Голиков, а в 2019-м скопировала художница мастерской Духанина

#артистократия #народные промыслы #нхп #сделано в россии #лаковая шкатулка #лаковая миниатюра