«Донские казаки» на Гавайских островах.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Для начала напомним, что Гавайские острова – это архипелаг вулканического происхождения в Тихом океане. С 1959 г. это штат (государство в составе) США, а реально США аннексировало (захватило силой) эти земли в 1898 г.
Острова получили своё название по имени самого крупного острова – Гаваи (площадь 10433 кв. км). Есть еще 7 основных островов, из которых средними можно считать острова Мауи, Оаху, Кауаи (площадь 1884…1456 кв. км), а остальные – малыми (площадь 673…117 кв. км).
Официально открыты острова были английским мореплавателем Джеймсом Куком в 1778 г., однако известно, что за месяц до этого Кук срисовал подробную карту Тихого океана у русских промысловиков, которых встретил на Алеутских островах.
Островитяне встретили англичан радушно, но затем отношения испортились. После убийства одного из туземцев случился вооруженный конфликт, в результате которого было убито 4 матроса и сам капитан Джеймс Кук. Тело Кука туземцы вернули англичанам в виде головы без нижней челюсти и 5 кг человеческого мяса (вероятно для устрашения), что породило легенду про «аборигенов, съевших Кука».
С русскими же островитяне официально познакомились в 1804 г., когда кругосветная экспедиция капитанов Крузенштерна И.Ф. и Лисянского Ю.Ф. посетила архипелаг. Русским морякам, несмотря на гражданскую войну между островитянами, удалось подружиться с двумя враждующими правителями: Камеамеа-1 (Томи-Оми), который владел большей частью островов, и Каумуалии (Томари) – правителем островов Кауаи и Ниихау. Оба царька захотели торговать с Российской империей, а Томи-Оми возжелал даже посетить Русскую Аляску.
В дальнейшем по указанию правителя Русской Америки – Баранова А.А. был детально изучен потенциал Гавайских островов и императору Александру-1 представлен соответствующий доклад, который не нашел понимания при Дворе. Однако торговые отношения между Гавайскими островами и Русской Аляской были налажены.
В 1815 г. у берегов острова Кауаи потерпел крушение русский торговый корабль «Беринг», груз с которого на сумму 100 тыс. рублей был разграблен благодарными островитянами. Для решения вопросов на остров во главе вооруженной экспедиции был направлен сотрудник Российско-американской компании – барон Георг Шеффер, немец на русской службе с медицинским образованием. Шеффер не стал палить из пушек, как это бы сделали англосаксы (и уже делали ранее), а вошел в переговоры с предложением компенсировать ущерб за счет поставок сандалового дерева.
Кроме этого, Шеффер (доктор медицины) вылечил от болезни короля Томари и его жену. Такой подход понравился королю Томари, который торжественно перед своим народом перешел в российское подданство в 1816 г. При этом Томари любил ходить в мундире морского офицера и демонстрировать Андреевский флаг.
От короля Томари барон Шеффер получил несколько десятков голов скота и обширную территорию. На островах были построены деревянные здания в русском стиле, разбиты сады, началась обработка земли, а в 1817 г. силами островитян - возведены три крепости (форпоста): Александрийская (с земляным валом), Елизаветинская (с каменной стеной), имени Барклая-де-Толли (с земляным валом).
При этом местное население считало себя подданными Российской империи, мелкие вожди брали русские фамилии, до 500 гавайцев было поверстано в казаки, а их Верховный атаман получил фамилию Воронцов. Долину Ханалеи барон Шеффер переименовал в честь себя, любимого, в Шефферталь, а местную речку стали именовать Доном (!). Так появились гавайские «донские казаки».
При этом русских людей на островах было очень мало, барон предпочитал нанимать иностранных специалистов, которые его и бросили при первых трудностях.
Понятно, что личная инициатива и активность Шеффера не могла понравиться конкурентам в лице артели «бостонских корабельщиков» (США), которые, по сути, были пиратами.
В начале 1817 г., при отсутствии Шеффера на островах, вооруженные «бостонские корабельщики» и нанятые ими бандиты напали на поселок Ваимеа, над которым реял Андреевский флаг. Эту атаку удалось отбить, хотя в поселке был только один русский, остальные – гавайские казаки. Таким образом началась необъявленная война между Россией и США.
Уже после возвращения Шеффера на остров Кауаи возле Елизаветинской крепости произошёл крупный бой (по тем меркам), в котором погибло трое русских, а также Верховный казачий атаман Воронцов и часть его подданных «донских казаков». Сколько человек в этом бою потеряли американцы – осталось неизвестным. Затем наемники из США еще несколько раз нападали на поселения пророссийских гавайцев.
Имела место и информационная диверсия: среди местного населения был распространен слух, что США ведут большую войну с Россией и что скоро подойдут 5 военных кораблей США, которые сотрут с лица земли пророссийские поселения.
Барон Шеффер обратился за помощью в Российско-американскую компанию, но помощи не получил, поскольку император Александр-1 счел проект колонизации Гавайских островов политически и экономически нецелесообразным.
В дальнейшем об Александре-1 поэт Пушкин А.С. напишет:
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
Оказавшись лишь с небольшим отрядом русских и без серьезного вооружения, Шеффер принял решение об эвакуации. В 1817 г. все его подчиненные покинули острова на двух кораблях: быстроходный «Ильмень» отправился на Аляску (с очередной просьбой о помощи), а старый «Мирт-Кадьяк» доставил Шеффера в Гонолулу (порт на острове Оаху), откуда барон-авантюрист (нанесший ущерб России в размере 200 тыс. руб.) отправился на попутных кораблях в дальнейшее путешествие в Бразилию. Так закончилась история гавайского «донского казачества».
В настоящее время о коротком боевом пути гавайских «донских казаков» напоминают развалины Елизаветинской крепости на острове Кауаи.
В 1966 г. руины крепости были объявлены Национальным историческим памятником США. На 7 гектарах вокруг крепости размещается Государственный исторический парк «Российский форт Елизаветы».
С уважением,
Системщик.