Мой ребенок пару дней назад закончил начальную школу. С пафосом и блеском. Был последний звонок и даже бал в музее. Выдали глянцевые сертификаты, что дети прошли сертификации МЦКО и закончили программу начальной школы. Учился мой ребенок по системе 1-3, то есть четыре года программы за три года обучения. Кажется, пришло время подвести итоги. Но сперва лирической отступление для всех тех, кто еще помнит советские времена.
Почему? Потому что часто это становится основным аргументом отдать ребенка на 1-3. «Мы же учились три года, что там растягивать». Что я бы хотела сказать в ответ. В идеальном мире я бы вообще хотела бы отказаться от бесконечной ностальгии по советской школе как мерилу всех вещей, но вопрос резонен. Так вот. Теперь ответ – наши три года в советской школе не могут сравниваться с тем, с чем наши дети имеют дело сейчас. А дальше уже по пунктам.
Например, пункт про программу. Я так и не поняла, есть ли осмысленная программа того, как четыре года укладывают в три. Каждая школа и каждый учитель идут здесь своим курсом, поэтому дети оказываются заложниками этого курса. Уже не очень хорошо, потому что априори вы отдаете свое доверие людям, которых вы, как правило, не знаете. Презентация учителя на дне открытых дверей не в счет, это классический сейлз-прием, если учитель умеет продавать, вы купите. Так и не осознав до конца то, что покупаете. А потом окажетесь в той программе, которую сформулировал сам учитель в попытке «затащить» 1-3 (адепты всероса поймут).
Дальше про чудесное советское прошлое. Оно было очень плотно уложено в несколько предметов. У нас не было иностранных языков с первого класса. У нас не было абсурдного окружающего мира Плешакова (единственное, что стоило бы вернуть из советского прошлого в началку, так это природоведение вместе одиозного курса без логики и смысла), мы не начинали учить историю по ускоренному курсу, были счастливо ограждены от часов ОРКСЭ, обязательной внеурочки, которую надо взять хотя бы в объеме час. И финал третьего класса у нас был концептуально и тематически другим, не таким интенсивным, как у детей сейчас.
Теперь по факту. Спрессовать все это в отведенные часы – это большая задача. Школа России, по которой учатся дети, не всегда отвечает на эти запросы, поэтому начинается гонка за тем, чтобы успеть. Участвовать в гонке обязаны все, включая родителей или другие приобщенные к процессу близкие (в моем случае это была бабушка). Скорость освоения материала такова, что выпадение даже на неделю (а у нас еще был ковид), приводит к дырам, которые заканчиваются тем, что вечерами ты сидишь с ребенком и вместо того, чтобы играть с ним в «Сачки и лестницы», рассказываешь ему про «тся» и «ться».
Домашние работы летят тоннами, а следом за ними летят бесконечные диагностики, потому что нужно оценить эффективность и качество того, как учатся дети по программе 1-3. К концу третьего класса ваш ребенок выучит наизусть, как расшифровывается МЦКО. ВПР, МЦКО, внутренние контрольные, к концу третьего класса мне стало казаться, что жизнь моего ребенка состоит из бесконечных проверок. Мы отменяем ВПР! Да, ВПР отменили, но на вашей жизни это никак не скажется.
Да, парадно заявляют, что диагностики – это оценка эффективности преподавания, по факту – вы сами понимаете иронию.
Психологическое тестирование на входе в 1-3? Ну да, ну да. К сожалению, даже те дети, к кому не было ни малейших нареканий во время тестирования, оказались все равно не идеальными роботами для 1-3. Кажется, даже не всех взрослых устроило бы находиться в этой программе. Потому что ты все время куда-то бежишь, одна цель сменяет другую, но все эти цели отстоят от главной – сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться. То есть это классическая подмена смыслов, результат которой как учебный результат очень смущает в финале. 1-3 хорошо ложится в парадигму гонки за успехов, но плохо ложится в детей.