Найти тему
Инна Сопина

​​Карабин! Кустанай!

​​Карабин! Кустанай!

или кино вненаходимости*

(*Термин заимствован из книги А. Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось, 2014, с. 16)

Вступительное слово.

За последний месяц мне удалось трижды посмотреть «Парад планет» Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе. Один раз на большом экране, и, безусловно, свершилось откровение, которое обострило мою симпатию к работам тандема. Как у большинства картин того времени, запуск производства произошёл не сразу, был отложен на многие годы из-за начала войны в Афганистане, в связи с которой история могла приобрести дополнительные смыслы, которые были, мягко говоря, не желательны.

1. Смещение формы.

Палитра высказываний творческого тандема Абдрашитова и Миндадзе, склоняясь все больше к наследию красок обветшалого советского обновления, - полутоновая акварель. Это касается как драматургии, так и визуального ее воплощения. В «Параде планет» произошло явное смещение в сторону формы, но ни в коем разе не замещение ею содержания. Столкновение реальности и вымысла в картине очевидны, но вымысел проявляющийся в элементах фантастики, которые представлены таким натуралистическим образом, что вполне поддаются логическому осмыслению, выходит на передний план через те самые маркеры, которые впускаются нас в этот «якобы» вымысел (допустим, появление эффекта размыленной призмы каше, фрагмент с проходкой в городе женщин). Маркёры иллюстрируют этот переход, нежели способствуют упрочиванию понимания зрителем происходящего. Ведь всё что происходит вполне себе укладывается в парадигму реалистического восприятия аудио-визуального повествования. Все в фильме странно и нестранно одновременно, можно пичкать смыслы в каждую сцену, кадр, ситуацию, портрет, а можно просто допустить, что мир такой, а его алгоритмы являются вполне читабельной системой знаков-фактов и героев-негероев, больше из жизни, нежели из кино.

Продолжение следует…

Прочесть о фильме «Охота на лис» Вадима Абдрашитова⤵️

#нашекино #абдрашитов