Найти тему
Ваш нейропсихолог

ИНТЕРЕСНО ЛИ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

Родители часто сетуют на то, что дети ни чем не интересуются, книжки не читают, уроки не делают, а только сидят в своих телефонах. На самом же деле – это взрослые отбивают у детей охоту к познанию, родители и учителя. А дети любопытны от рождения. Мозг ребенка бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи. Любой ребёнок, которого вы оставите в покое, если он будет в этот момент здоров, не голоден и не испуган, будет заниматься саморазвитием. Это необязательно будут уроки: для ребёнка это довольно скучное занятие, он не понимает его ценности. Вставь буквы, напиши 25 раз одно и то же, прочитай скучный учебник и перескажи его непонятно кому и зачем. Если мы отвлечёмся от идеи учить детей только с помощью уроков, мы увидим, что любой ребёнок постоянно развивается.

Он смотрит на облака и думает, на что они похожи, — это развитие. Он строит что-то, сочиняет, пишет стихи, ведет свой инстаграм каким-то интересным для него образом — это развитие.

Развитие происходит только в состоянии покоя. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только когда мы не боимся, что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации появляется любопытство.

Наша образовательная система построена на фиксации ошибок. В школе ребёнок часто слышит замечания о том, что он перепутал, не успел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома ещё мама с папой ругают за те же ошибки. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жестокие условия. Мы получаем ребёнка, который мечтал о школе, а к концу второй четверти он спрашивает: «Неужели это на десять лет?! Какой ужас». Дети должны быть уверены в том, что вы любите его совсем не за оценки, а за то что он есть, что он ваш ребенок.

Очень важна и окружающая среда: во что играть, на что смотреть, чему удивляться и где получать впечатления. И не обязательно ходить по картинным галереям или в супер престижные развивающие кружки. Для ребенка гораздо полезнее будет на прогулке посидеть на корточках и понаблюдать за дождевым червяком. Нежели на каком то развивающем занятии рисовать по образцу зайца, которого совсем не хочется рисовать.

Родители хотят, чтобы ребенок читал книги, при этом напрочь забыв, когда они сами в последний раз открывали книгу. Очень важно, чтобы родители сами чем то интересовались, разговаривали, что то обсуждали.

Дети в школе учат больше предметов, чем кто-либо из учителей. Оценки ровным счетом ничего не значат. Четверка может означать, что ребенок знает все или не знает ничего. Очень важно обращать внимание на достижения ребенка. Ребенка ругают за плохой почерк. Но ведь он пишет плохо не потому что не хочет писать, а потому что у него не получается красиво. Он очень хотел научиться писать красиво, но по ряду причин у него это не получилось. И теперь урок письма для него становится постоянным стрессом, потому что он слышит вечную критику в свой адрес и получает заниженные оценки. А вы попробуйте в этих каракулях найти более менее красивые буквы и у ребенка появится стимул, чтобы и другие буквы выглядели аккуратнее, а затем и слова. И вскоре вы услышите: «Мам, посмотри как слово «ветер» я красиво написал. Красиво ведь?»

С детьми нужно чаще разговаривать. Но не навязывать свое мнение, а прислушиваться к тому, что ребенок думает по тому или иному поводу, как он понял тот или иной фильм или книгу.