С конца 50-х годов прошлого века СССР вёл работы по созданию перспективных оперативно-тактических ракетных комплексов с дальностью стрельбы до нескольких сотен километров.
Первым из них стал комплекс 9К71 «Темп», который не пошёл в серийное производство ввиду различных недостатков.
Тем не менее, работы в этом направлении продолжились и привели к появлению комплекса 9К76 «Темп-С». О нём мы сегодня и поговорим, в рамках очередной части обзора питерского «Военно-исторического музея артиллерии».
Основной задачей, возлагаемой на «Темп-С», было обеспечить командование фронтом возможностью наносить ядерные удары на соответствующем театре военных действий.
Разработку поручили НИИ-1, а завод «Баррикады» должен был предоставить пусковую установку и другие смежные транспортные средства, входящие в комплекс.
Кроме этого, к работе подключили НИИ-125 (ныне СПО «Союз»), который отвечал за топливо для ракетных двигателей.
Пусковая установка, получившая обозначение 9П120, основывалась на четырёхосном полноприводном шасси МАЗ-543. Именно эту машину вы видите на фотографиях.
В движение шасси приводилось дизельным двигателем Д-12А-525А мощностью 525 л.с., который был объединён с гидромеханической трансмиссией.
МАЗ-543 мог перевозить грузы весом до 20 тонн, а также буксировать прицепы массой до 25 тонн с максимальной скоростью до 55 км/ч.
Перевозка ракеты осуществлялась при помощи транспортных машин 9Т215 с электрообогреваемым контейнером 9Т230, а также на машинах 9Т219 с термоизолированном контейнере без электроподогрева.
Кроме этого в комплекс входили и другие транспортные средства: машины-хранилища ядерных БЧ на шасси ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131, машина автономных испытаний, топопривязчик, обмывочно-нейтрализационная машина и пара автокранов.
У пусковой установки 9П120 был применён довольно любопытный способ подготовки к запуску. После прибытия на место и горизонтирования машины контейнер ракеты поднимался в вертикальное положение, после чего его створки открывались.
Ракета и стартовый стол оставались в требуемом положении, а пустой контейнер мог вернуться на крышу корпуса машины.
Использование контейнера позволяло заметно улучшить время хранения ракет и развертывания комплекса.
Комплекс «Темп-С» получил управляемую двухступенчатую твердотопливную ракету 9М76.
Ракета включала несколько отсеков: в головном обтекателе располагалась боевая часть, далее шёл небольшой приборный отсек, которые соединялся со второй ступенью ракеты. В задней части находилась первая ступень.
Обе ступени ракеты имели двигатели схожей конструкции.
Для ракеты была создана автономная инерциальная система наведения на основе гиростабилизированной платформы, а после старта наведение осуществлялось в автоматическом режиме.
Боеголовку делали в двух вариантах: с термоядерным зарядом мощностью 300 и 500 килотонн. Планировали также сделать химическую боевую часть, но это так и не было реализовано.
Комплекс «Темп-С» был принят на вооружение 29 декабря 1965 года, а уже со следующего года стали поступать в воинские части.
Правда по разным данным, в 1967 году было сформировано не более шести ракетных полков, вооруженных системами «Темп-С».
Серийное производство машин комплекса «Темп-С» продолжалось до 1970 года, а ракет — до 1987 года.
В декабре 1987 года СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подразумевавший отказ от комплексов с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км.
Под действие этого договора попадали и установки комплекса «Темп-С». К 1989 году все ракеты 9М76 были ликвидированы.
После завершения утилизации сохранилось лишь несколько самоходных пусковых установок и ряд макетов ракет. Одну из сохранившихся пусковых установок вы видите на фотографиях.