Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Советский ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» с твердотопливной баллистической ракетой

С конца 50-х годов прошлого века СССР вёл работы по созданию перспективных оперативно-тактических ракетных комплексов с дальностью стрельбы до нескольких сотен километров.

Первым из них стал комплекс 9К71 «Темп», который не пошёл в серийное производство ввиду различных недостатков.

Тем не менее, работы в этом направлении продолжились и привели к появлению комплекса 9К76 «Темп-С». О нём мы сегодня и поговорим, в рамках очередной части обзора питерского «Военно-исторического музея артиллерии».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Основной задачей, возлагаемой на «Темп-С», было обеспечить командование фронтом возможностью наносить ядерные удары на соответствующем театре военных действий.

Разработку поручили НИИ-1, а завод «Баррикады» должен был предоставить пусковую установку и другие смежные транспортные средства, входящие в комплекс.

Кроме этого, к работе подключили НИИ-125 (ныне СПО «Союз»), который отвечал за топливо для ракетных двигателей.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Пусковая установка, получившая обозначение 9П120, основывалась на четырёхосном полноприводном шасси МАЗ-543. Именно эту машину вы видите на фотографиях.

В движение шасси приводилось дизельным двигателем Д-12А-525А мощностью 525 л.с., который был объединён с гидромеханической трансмиссией.

МАЗ-543 мог перевозить грузы весом до 20 тонн, а также буксировать прицепы массой до 25 тонн с максимальной скоростью до 55 км/ч.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Перевозка ракеты осуществлялась при помощи транспортных машин 9Т215 с электрообогреваемым контейнером 9Т230, а также на машинах 9Т219 с термоизолированном контейнере без электроподогрева.

Кроме этого в комплекс входили и другие транспортные средства: машины-хранилища ядерных БЧ на шасси ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131, машина автономных испытаний, топопривязчик, обмывочно-нейтрализационная машина и пара автокранов.

У пусковой установки 9П120 был применён довольно любопытный способ подготовки к запуску. После прибытия на место и горизонтирования машины контейнер ракеты поднимался в вертикальное положение, после чего его створки открывались.

Ракета и стартовый стол оставались в требуемом положении, а пустой контейнер мог вернуться на крышу корпуса машины.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Использование контейнера позволяло заметно улучшить время хранения ракет и развертывания комплекса.

Комплекс «Темп-С» получил управляемую двухступенчатую твердотопливную ракету 9М76.

Ракета включала несколько отсеков: в головном обтекателе располагалась боевая часть, далее шёл небольшой приборный отсек, которые соединялся со второй ступенью ракеты. В задней части находилась первая ступень.

Обе ступени ракеты имели двигатели схожей конструкции.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Для ракеты была создана автономная инерциальная система наведения на основе гиростабилизированной платформы, а после старта наведение осуществлялось в автоматическом режиме.

Боеголовку делали в двух вариантах: с термоядерным зарядом мощностью 300 и 500 килотонн. Планировали также сделать химическую боевую часть, но это так и не было реализовано.

Комплекс «Темп-С» был принят на вооружение 29 декабря 1965 года, а уже со следующего года стали поступать в воинские части.

Правда по разным данным, в 1967 году было сформировано не более шести ракетных полков, вооруженных системами «Темп-С».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Серийное производство машин комплекса «Темп-С» продолжалось до 1970 года, а ракет — до 1987 года.

В декабре 1987 года СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подразумевавший отказ от комплексов с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км.

Под действие этого договора попадали и установки комплекса «Темп-С». К 1989 году все ракеты 9М76 были ликвидированы.

После завершения утилизации сохранилось лишь несколько самоходных пусковых установок и ряд макетов ракет. Одну из сохранившихся пусковых установок вы видите на фотографиях.

-7