Испытательный срок. СССР, 1960. Режиссер Владимир Герасимов. Сценарист Игорь Болгарин (по мотивам одноименной повести Павла Нилина). Актеры: Олег Ефремов, Олег Табаков, Вячеслав Невинный, Борис Новиков, Владислав Баландин, Евгений Тетерин, Тамара Логинова, Татьяна Лаврова, Павел Винник и др. 24,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Действие фильма «Испытательный срок» происходит в 1923 году. Саша Егоров (Олег Табаков) и Сергей Зайцев (Вячеслав Невинный) получают «распределение» в уголовный розыск, под начало следователя Жура (Олег Ефремов).
Напористо лихой Серега пытается учить тихого интеллигентного Сашу жизни: дескать, подозревать нужно всех подряд, и никому нельзя верить. Тот, само собой, не соглашается...
Словом, первый следует железной логике: лес рубят, щепки летят. А другой — пытается остаться «абстрактным гуманистом»...
В фильме воспроизводится стандартный набор кинематографической «фактуры» начала 1920-х: пыльные улочки и тумбы с обрывками афиш, фигуры людей в тужурках и телогрейках, толпящихся в очередях за хлебом и сахарином...
«Испытательный срок» не поражает режиссерским и операторским умением выстроить композицию кадра, удивить острым ракурсом. Фильм поставлен просто, добротно и скромно. С любовью к актеру, обстановке, быту. Это не детектив, а драматическая история столкновения двух мировоззрений.
Бесспорно, сегодня «комсомольская идеология» фильма выглядит устаревшей и наивной. Но для своего времени «Испытательный срок» был фильмом довольно заметным, точно попадавшим в русло тогдашней «борьбы с культом личности»...
Александр Федоров
Казенный дом. СССР, 1990. Режиссер Альберт Мкртчян. Сценаристы: Михаил Кончакивский, Елена Ласкарева. Актеры: Нина Русланова, Галина Польских и др.
У фильма «Казенный дом» — страшный финал. 15-летний детдомовец ударом кухонного ножа убивает здоровенного пьяного мужика. Это не только месть за изнасилованную сверстницу. Парнишка яростно и безоглядно мстит за свое искалеченное детство, за приятеля, задохнувшегося в «дихлофосном» целлофане, за фальшиво-торжественные лозунги взрослых, за равнодушие общества, за убогость жизни, за...
А ведь кажется, еще совсем недавно советские зрители смотрели вполне сентиментальную «Хозяйку детского дома», где заботливая и ласковая героиня Натальи Гундаревой трогательно пыталась создать иллюзию домашнего уюта для своих обездоленных подопечных…
Название фильма Альберта Мкртчяна прочитывается суровым и беспощадным обвинением. Тут уж ничего не поделаешь: к началу 1990-х почти вся страна превратилась в неприветливый и неуютный казенный дом, обитатели которого с раннего детства обрекались на бесконечное унижение человеческого достоинства, дискомфорты и стрессы, бедность и несвободу. А в детдоме, как в капле воды, отражаются все пороки и несчастья бытия...
«Хозяйку казенного дома» играет в фильме Мкртчяна Галина Польских. По-моему, это одна из лучших ее ролей. Как и Наталье Гундаревой, в прежние годы ей довелось сыграть немало обаятельных и симпатичных матерей. И вот теперь сюжет совсем из «другой оперы». Ее директриса детдома далека от подлинно воспитательных проблем. Галина Польских играет административный придаток казенного механизма управления несовершеннолетним «контингентом». Какой там «ключ без права передачи»!
Разумеется, директрисе временами, как говорится, не чуждо нечто человеческое. К примеру, роман может завести с подчиненным. Или поговорить с кем-нибудь по душам. Актриса не стремится превратить свою героиню в педагогического монстра. И одета она вполне современно. Даже замечание получает от начальства по поводу своей джинсовой куртки — мол, не девочка... И с сослуживцами у нее сложились, как видно, неплохие отношения. И не слишком строга. Ну, покричит разок-другой с силой пожарной сирены. Но и отойдет тотчас же...
Кстати, это очень точно подмечено авторами. Система взаимоотношений «среднестатистического учебно-воспитательного заведения» выработала у отечественных школьно-интернатных работников удивительную для нормального человека способность доводить себя чуть ли до истерики (внешне) при абсолютной холодности и равнодушии (внутренне). Вот и для героини Галины Польских главное — видимость благополучия. Ради нее она готова закрыть глаза на что угодно...
Впрочем, это яркая черта руководителей не только малых, но и огромных казенных домов, из года в год стремящихся внушить окружающим, что все идет как надо и на благо всех...
И главные герои фильма прекрасно об этом знают. Почти у всех есть родители, которые тоже не прочь при случае пустить слезу и попричитать между стаканами водки или «бормотухи» о «доченьке» или «сыночке», отданных «с глаз долой» на казенные харчи...
Фильм дает своего рода социологический срез жизни пленников «казенного дома», призывая к милосердию, состраданию, переустройству нашего существования по вечным законам доброты.
Конечно, можно отметить эскизность характеров большинства юных героев, теряющихся на фоне виртуозно сыгранного дуэта Галина Польских и Нины Руслановой, которой досталась роль «районного начальства». Можно увидеть погрешности вкуса, как в эпизоде видения погибшего детдомовца-мулата с горящими зеленым огнем глазами. Выдержанная в стилистике фильма ужасов, эта сцена, на мой взгляд, выпадает из реалистической манеры повествования...
Да, перед нами не шедевр. Но картина искренняя и честная...
Александр Федоров