Исповедь. Хроника отчуждения. СССР, 1988. Режиссер Георгий Гаврилов. Сценаристы: Георгий Гаврилов, Юрий Котляр. 1,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Главного героя «Исповеди» зовут Алексеем. Ему где-то около двадцати. Его скончавшийся в почете дед был начальником из «органов». Внук рос в обеспеченной семье, перед ним были, в самом деле, открыты все дороги. А он стал наркоманом, безуспешно пытался лечиться в клинике...
Фильм Г. Гаврилова построен на длинном монологе Алексея, который тихим, внешне спокойным голосом рассказывает о том, как ложь и лицемерие близких, отсутствие жизненных целей и идеалов заставили его искать забвения в каждодневных дозах самодельного варева. Как он «вмазывал» порцию наркотиков беременной жене, как даже в роддоме передавал ей «дозу» через резиновый шланг, просунутый в окно первого этажа...
Пожалуй, иные кадры из этой картины могут шокировать даже самого «насмотренного» зрителя. К примеру, на экране подробно показано, как вздувшиеся вены молодых героев фильма прокалывают иглы наскоро прокипяченных шприцев, как нестерпимо медленно всасывается в кровь мутноватая жидкость...
Правда, и в этих, и в некоторых других эпизодах, на мой взгляд, неизбежно возникают вопросы этического плана... Допустимы ли такие съемки в неигровом кино?
Ответом, наверное, могут стать слова Льва Толстого: «Кажется странным и безнравственным, что писатель, художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое производит художественное произведение».
В том отношении «Исповедь» у меня сомнений не вызывает. Она сделана людьми, желающими разобраться в корнях, истоках социального недуга...
Александр Федоров
Испорченный телефон. Россия, 1998. Режиссер Кирилл Капица. Актеры: Александр Лыков, Алексей Нилов, Л. Курбова и др.
...Бравый милиционер задерживает двух парней, пытавшихся угнать машину. В наказание он направляет на неудавшихся воров пистолет, заставляет их снять штаны и потом совершать друг с другом гомосексуальные акты до прибытия милиции...
Как вам ситуация? В любой нормальной стране такой «страж закона» был бы немедленно отправлен за решетку. В детективе «Испорченный телефон» на стороне изобретательного «проказника» не только авторские симпатии, но и милицейское начальство.
Какие там права человека! Вор уже не человек, его можно хоть изнасиловать, хоть пытать. Цель оправдывает любые средства!
И хотя основная сюжетная линия «Испорченного телефона» посвящена поимке парочки ловких домушников, обирающих богатых любителей женского пола, от неприятного привкуса «авторской позиции» невозможно избавиться до самого финала.
Да и художественных достоинств у фильма практически никаких: все сделано на скорую руку, небрежно. Типичная российская «малобюджетка» конца 1990-х...
Александр Федоров