.
.
.
Можно ли согласиться с Дмитрием Быковым, что постмодернизм в литературе родился скорее в России, чем на Западе? Это интересная точка зрения, с которой я бы скорее согласился, если говорить не о самом постмодернизме, а о его ранних истоках. Возможно, они и вправду, русские. Отчасти Мертвые души Гоголя это постмодернизм, и Евгений Онегин Пушкина, это первая постмодернистская поэма в мире. Русская литература и вправду возникла в поле диалога с западной литературой , но в поле, прежде всего, полемическом. Пушкин в Цыганах это и принятие Байрона и полемика с ним, отчасти и Отцы и дети с Базаровым это полемический ответ Тургенева Гете, его Фаусту. Хотя, конечно не думаю, что Базаров это всего лишь пародия на Фауста. Базаров трагичнее, и серьезнее. И гениальный Велимир Хлебников родился в полемике с западными футуристами. Не говоря о таких литературоведах как Бахтин , или Тынянов, повлиявших на западную философскую мысль , и культуру, не только в ее постмодернистском, но и в ее авангардном, и в постструктуралистском ключе.
НЕСКОЛЬКО ЕЩЕ СЛОВ О БАЙРОНЕ, КИТСЕ, И ШЕЛЛИ
.
.
.
Почему я все таки больше люблю из романтиков Шелли и Китса, а не Байрона, хотя именно Байрон являл эталон романтизма? Джордж Байрон это уже больше романтической герой, чем романтический автор, будто бы воплощенный герой романтических произведений, которые правда он сам же и создавал. Это денди, дворянин-изгнанник, лорд- революционер, (за что его так жаловали в СССР и охотно издавали) , своего рода рок -звезда английского и мирового романтизма. Но он как бы поздний, или последний романтик. После Байрона эра романтизма и ушла. А Шелли , Китс и Вордсворт, скорее первые романтики, (не столько хронологически, сколько духовно). Байрон, как новый герой выразил себя наиболее в эпосе , все поэмы его превосходны, не ниже Гете. А как лирик он гораздо слабее Шелли и Китса. У него нет такого выразительного языка. Он так не чувствовал язык цветов и звезд, , он лучше чувствовал природу человека. А Шелли и Китс лучше чувствовали мировую и бесконечную душу. Пушкин спорил с Байроном, но он никогда не спорил с Шелли.
___________
P. S.
Ну а завершу я этот очерк недавними своими стихами про Анри Леви, написанными, быть может, в несколько байронической манере. Хотя, наверное, все-таки больше, в пушкинской.
БАЛЛАДА ОБ АНРИ ЛЕВИ
-1 -
Вокруг дорог осколков груда
над тайным рубежом в огне
гул прошлых лет летит оттуда
и пленных шепот в стороне
нацистов друг и салафитов
и полевых вождей в крови
потомок изгнанных левитов
шел в их толпе Анри Леви
в шарфе длинней пещерной эры
и в байроническом плаще
в разлом эпох шагнул как в двери
и канул в мировую щель
что он творил свой образ пряча
рыл в преисподнюю подвал
иль вслух азовцам полузрячим
при звездах Поппера читал?
когда средь них исчез он тихо
вдруг ураган поднялся с крон
власы его развеяв дико
как пепел смут и темных войн
раскроется и эта тайна
к закату тени разбрелись
и спрятав свет свой зазеркальный
на крыши тучи улеглись
- 2 -
как ночи все идут на убыль
как чаща обратится в сад
быть может дымный Мариуполь
воскреснет как Небесный Град
и свет над городом с опушки
Петра с ключами озарит
и не петух а лишь кукушка
над храмом мирно прокричит
Апрель- май, 2022 г.