Родителям двенадцати-тринадцатилетних подростков проблемы выбора профессии представляются чем-то пока очень далёким и не требующим углубленного внимания – средняя школа, еще успеется!
А тем не менее, именно в это время перед ребенком и родителями встает необходимость первого осознанного выбора направления – школьная профилизация в старших классах. К сожалению, в самой системе образования заложен достаточно формальный подход к этому вопросу с ориентацией на успеваемость. Деление классов по профилям предусматривает только несколько самых очевидных направлений, без учета индивидуальности каждого подростка, а сами дети выбирают «свой» класс по принципу «хочу с друзьями», «где учителя добрее» или «какие предметы даются легче».
В то же время родители часто связывают направление с «престижными» на их взгляд профессиями, ориентируясь на прошлый опыт свой или окружения.
Кроме того, нередко в школах существует так называемая «кастовость» – есть, например, «элитный» физико-математический класс