Найти в Дзене

«Наутилус» – совершенство, или нет?

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо! Поддержать автора. Раз уж я немного поговорил о капитане Немо, то давайте немного поговорим и о его субмарине. Ну, в самом деле – если учесть, что действие всего романа «20000 льё под водой» разворачивается на борту «Наутилуса», значит, грех не обсудить данный корабль. Тем более, что там найдётся, о чём поговорить… Сразу хотел бы предупредить – я ни в коем случае не хотел бы оскорбить, или написать что-то плохое об авторе романа. Мне очень сильно нравится творчество Жюля Верна, я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что он был великим писателем (ну, по крайней мере, одним из), но – имеет право безумный инженер обсудить субмарину из его романа? Так что – давайте приступим. Итак, «Наутилус» был разработан капитаном Немо

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!

Поддержать автора.

Раз уж я немного поговорил о капитане Немо, то давайте немного поговорим и о его субмарине. Ну, в самом деле – если учесть, что действие всего романа «20000 льё под водой» разворачивается на борту «Наутилуса», значит, грех не обсудить данный корабль. Тем более, что там найдётся, о чём поговорить…

Сразу хотел бы предупредить – я ни в коем случае не хотел бы оскорбить, или написать что-то плохое об авторе романа. Мне очень сильно нравится творчество Жюля Верна, я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что он был великим писателем (ну, по крайней мере, одним из), но – имеет право безумный инженер обсудить субмарину из его романа?

Судя по всему - официальное изображение...
Судя по всему - официальное изображение...

Так что – давайте приступим. Итак, «Наутилус» был разработан капитаном Немо (увы, о его настоящем имени можно только догадываться, хотя в советской экранизации упоминается «Принц Дакар»), после чего проект был разбит на части и разослан по разным организациям, где они производили детали лодки, не зная о назначении того, что они делают. Тут, кстати, можно вставить реплику о том, что «не знали» – это слишком самонадеянно. Хороший инженер может понять, что он производит часть чего-то большего. Другое дело, что в те времена, скорее всего, у этих инженеров не было возможности связаться друг с другом и обсудить, что именно они производят. Да и не знали они друг друга, скорее всего. Это учёные постоянно путешествовали – и то не все, а вот инженеры – уже, скорее всего, не так часто…

Итак, все части субмарины были доставлены на остров, где и была произведена окончательная сборка (скорее всего, силами команды корабля – просто, если учесть, что ты верфь Немо потом уничтожил, лучше бы сборку производили его люди…). И вот, субмарина вышла в море. Если судить по словам Немо, то идея с лодкой была нужна только для того, чтобы мстить Англии – ведь именно Англия фактически поработила Индию, откуда Немо был родом. И вот тут… хотелось бы задать вопрос – и как именно Немо собрался мстить? Просто таранить все корабли с флагом Британии? Нет, понятно, что для него любой британец – угнетатель, но всё же? Да и не все корабли, что он таранил, ушли на дно – в начале романа упоминается пароход, который Немо таранил, но до порта он всё же дошёл – именно после этого тарана, рассмотрев пробоину, и появилась идея о нарвале.

Кстати говоря, если начать «разбирать» «Наутилус» с инженерной точки зрения, то странности начинаются буквально на первой же странице. Привожу цитату…

«При совместном наблюдении приблизительно рассчитали длину млекопитающего, по меньшей мере в триста пятьдесят английских футов. «Гельвеция» и «Шанон» казались гораздо меньше его, хотя оба имели по сто метров от форштевня до ахтерштевня.»

Но ведь, триста пятьдесят футов – сто шесть метров, с «копейками». Нет, шесть метров, это, конечно, немало, но всё же «намного» – это как-то из другой оперы… Ну да ладно, книга тем не менее, мне всё равно очень сильно нравится…

Но давайте не будем разбирать его мотивы и то, чего он достиг. Тем более, что несколько повреждённых кораблей и один потопленный (в одной из глав Немо таранит английский корабль) – не то, что может нанести вред «Империи, над которой никогда не заходит Солнце». Хотя, если принять во внимание то, что Немо был, в первую очередь учёным и инженером (хотя, скорее более инженером, чем просто учёным), можно предположить, что он особо не думал о таких вещах… Так что и мы не станем попрекать его… Нас ведь более интересует сама субмарина…

Итак, если говорить непосредственно о том, как она устроена, можно предположить, что по форме «Наутилус» напоминал субмарины времён Второй Мировой и Великой Отечественной. То есть, как это было написано в романе – веретенообразный корпус. Кстати говоря, в фильме «Лига выдающихся джентльменов», лодка показана довольно близко к тексту, если не считать её размеров – там она, как мне показалось, даже больше чего-то, размером с «Акулу» будет. А по обводам носа – похожа на какой-нибудь крейсер той поры, который зачем-то научили погружаться… О том, как именно субмарина может погружаться и всплывать, я могу предположить, что так же, как и настоящие субмарины – при помощи балластных цистерн и рулей глубины. Ну, тут, как мне кажется, нет ничего удивительного и необычного – как мне кажется, все, кто интересовался подводными лодками, знает, как всё это работает.

Но, самое, наверное, интересное, что есть в романе, находится в главе «Всё на электричестве», где автор (мсье Жюль Верн) устами капитана Немо рассказывает Пьеру Аронаксу о том, как, собственно, устроен «Наутилус», за счёт чего всё это работает и так далее. И это, знаете ли, на самом деле, очень интересно. Но нас должна интересовать одна фраза. Фраза, о которой, наверное, вспоминал не только я, когда с ними случилась одна «неприятность», во время которой эти люди просто могли умереть…

«— О! Я мог бы добывать и воздух, необходимый для моего существования, но это бессмысленно, потому что я выплываю на поверхность, когда мне вздумается. Впрочем, если электричество и не вырабатывает кислород, необходимый для дыхания, зато управляет мощными паровыми насосами, которые накачивают воздух в особые резервуары, что и позволяет мне продолжать по мере надобности и так долго, как мне захочется, мое пребывание под водой.»
Это как раз примерно там и было - когда субмарина оказалась в ледовой ловушке...
Это как раз примерно там и было - когда субмарина оказалась в ледовой ловушке...

На самом деле, вполне себе можно предположить, что в то время, когда писался этот роман, уже знали, что при помощи электричества (которого на «Наутилусе», как можно предположить, было много) было можно разлагать воду на кислород и водород. В конце концов, именно из них вода и состоит. Сложно предположить, знали ли в тот период, как можно было отделить водород от кислорода и избежать взрыва (что на борту субмарины было бы… смертельно опасно), но – теоретически, Немо на самом деле, мог бы получать кислород именно таким, химическим способом.

Но давайте пройдёмся по остальным достоинствам и недостаткам субмарины. К достоинствам можно отнести высокую скорость хода – если вспомнить то, как именно «Наутилус» таранил несколько кораблей и судов, за время действия романа – и всякий раз субмарине удавалось не просто сделать им пробоины, но и уйти без повреждений. Кстати говоря, сейчас я приведу ещё одну цитату, которая тоже немало может сказать…

««Шотландию» поставили на сухой стапель, и инженеры компании стали ее осматривать. Они не хотели верить своим глазам. В двух с половиной метрах ниже ватерлинии зияло правильное отверстие в виде равнобедренного треугольника. Листовое железо было пробито так ровно, словно его специально вырезали. Очевидно, пролом был сделан просверливающим орудием необыкновенной закалки.»

Комментарии тут, как мне кажется, излишни. Тем более, что удар был нанесён в борт (что логично), и скорость «Наутилуса» не суммировалась со скоростью судна. Так что – эта самая «таранная часть» была сделана очень и очень хорошо. Стоит также ещё раз отметить и мощность двигателей – ведь сразу после удара они были переключены на реверс, и лодка задним ходом высвободилась из пробоины…

Но, если говорить о лодке серьёзно, о том, много ли Жюль Верн придумал, когда писал книгу… На самом деле – нет. Электричество на тот момент уже давно было известно. Первый прототип электромобиля был представлен в 1841-м году. Точного способа, при помощи которого «Наутилус» подзаряжает свои аккумуляторы, в романе тоже нет. Понятно, что способ химический – и Аронакс делает предположение, но Немо поправляет его.

«— Да, и в этих средствах у меня нет недостатка. Расположив кабель на различных глубинах, я мог бы, например, получить электричество вследствие разности температур, но я предпочел использовать более практичную систему.
— Какую же?
— Вы знаете состав одного литра морской воды: девяносто шесть с половиной процентов воды, два и около двух третей процентов хлористого натрия, небольшое количество хлористого магния и калия, бромистого магния, сернокислого магния и углекислого кальция. Хлористый натрий содержится в воде в значительном количестве. Именно натрий я выделяю из морской воды, и именно он служит для питания элементов. — Натрий?
— Да, профессор. Если смешать натрий с ртутью, он образует амальгаму, которая заменяет цинк в элементах Бунзена. Ртуть никогда не расходуется, потребляется только натрий, и море мне его снова поставляет. Кроме того, скажу вам, что натриевые элементы гораздо лучше, потому что их электродвигательная сила вдвое больше силы цинковых элементов.
— Я понимаю, капитан, превосходство натрия в тех условиях, в которых вы находитесь. В море его много, но его надо еще добыть, а как вы это делаете? Ваши батареи, очевидно, могут служить для разложения хлористого натрия, но если я не ошибаюсь, расход натрия на электролиз может превысить его приход. Что вы будете делать в таком случае?
— Тогда, профессор, я не стану добывать его таким способом, а использую энергию каменного угля.
— Каменного угля?
— Ну, скажем, морского угля, если вы хотите, — отвечал капитан.»

Прошу прощения за такую длинную цитату, но она показывает то, что способ отличается от того, что предположил Аронакс. Единственное, что не предусмотрел Немо – и, кстати говоря, совершенно напрасно, как показала практика – это разного рода систем защиты. И нет, я сейчас не про побег с лодки в конце романа, а про схватку со спрутами. Щупальца попали в винты, субмарина не смогла двигаться, пришлось всплывать… Ружья оказались бесполезны, ножи – ну… сколько они там человек потеряли? В общем, боль и печаль. А вот подать на внешнюю обшивку 380 вольт с хорошим амперажем, как делают, например, угри или скаты «Торпедо» – и можно было бы выйти только, чтобы попробовать «щупальца спрута прожаренные»… И винты защитить… Эх, Немо, Немо… Жаль, что не подумал о таких вещах…

Так и получается, что с одной стороны, «Наутилус» – очень интересен. Да, Жюль Верн, по сути, не придумал ничего нового. Все технологии, что были описаны в романе, уже имели место быть в его время. Автор просто скомпоновал их воедино. И да, у него получилось очень хорошо и интересно. С другой стороны, если уж Немо так сильно хотел построить корабль именно для того, чтобы мстить Англии – он мог бы сам придумать что-то, чтобы пользоваться не только тараном. Просто тот способ, который «Наутилус» использовать два раза за сюжет – бой против «Линкольна» и бой против неназваного английского корабля… не самый эффективный. А что было бы, если бы «Наутилус» просто застрял в одном из кораблей? Если бы моторы не смогли «вытащить» его из пробоины? Если бы таран не выдержал удара? В общем, как мне кажется, способ, что выбрал Немо – был далеко не самым эффективным… Но, я снова повторю свои слова – роман мне очень сильно нравится, и я с большим удовольствием прочитал его ещё раз.

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!