И-225 представляет собой скоростной высотный истребитель с мотором АМ-42ФБ разработки ОКБ-300. В начале 44-го года ОКБ-155 в инициативном порядке модифицировало И-220 номер 2 (МиГ-11) под опытный двигатель АМ-42Б. На получившемся самолете И-225 под шифром «5А» также установили воздухо-воздушный радиатор для карбюратора двигателя и трехлопастный винт АВ-5ЛВ-22А диаметром 3, 6 метра.
Новый истребитель был выпущен из производства 9-го мая 1944 года, и передан на ЛЭС завода номер 155. Первый раз И-225 поднялся в воздух 21 июля 1944 года. Для заводских испытаний в соответствии с приказом НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности СССР) номер 447 от 21 июля 1944 года ведущим инженером стал А. Г. Брунов, летчик-испытатель- А. П. Якимов. На испытаниях истребитель достиг разгон на номинальной мощности в 580 км/ч у земли и 721 км/ч на высоте 8850 метров. Высоту в 5000 метров самолет набирал за 4 минуты 30 секунд, а 8000 метров за 7,9 минуты. Однако в самом конце испытаний самолет потерпел аварию: 9 августа 1944 года на высоте 7000-7500 метров во время определения границы высотности на номинальном и максимальном режимах работы мотора случился пожар по причине обрыва главного шатуна второго цилиндра двигателя АМ-42Б. На высота 2000-2500 метров летчик-испытатель Якимов покинул горящую машину с ожогами.
Второй экземпляр И-225 был закончен уже 20 февраля 1945 года. Поднялся в небо впервые 14 марта того же года. Изначально планировали установить силовую установку АМ-43, однако из-за ее отсутствия поставили АМ-42Б.Самолет получил турбокомпрессор АМТК-1А, винт АВ-5ЛВ-22А был диаметром 3, 6 метра, а также гермокабину. Вооружением являлись четыре синхронизированные 20-мм пушки СШ-20 по 100 снарядов на ствол. В дальнейшем опытные СШ-20 планировали заменить на серийные Б-20.
Для определения заводских летних испытаний второго самолета, согласно приказу НКАП номер 157 от 17 апреля 1945 года пост ведущего инженера занял все тот же А, Г, Брунов, но летчиком-испытателем стал уже А. П. Деев. 26 апреля во время шестнадцатого полета И-225 потерпел новую аварию при перелете с места вынужденной посадки близ деревни Лузгарино в районе Шатуры. Авария выглядела так: при разбеге правая основная стойка шасси стала преждевременно убираться. Летчик сразу снизил тягу, но было поздно: самолет выкатился на пашню, развернулся на 180 градусов, отломав при этом часть фюзеляжа. Несмотря на серьезные увечья, самолет все же решили восстановить. В июне 1945 года после замены фюзеляжа самолет покинул сборочный цех. На испытаниях И-225 номер 2 развил максимальную скорость у земли: 560 км/ч, 726 км/ч на высоте 10000 метров, которые самолет набирал за 8, 8 минут. Высоту в 5000 метров – за 4 минуты.
После замены выработавшей свой ресурс силовой установки, и ряда контрольных полетов по проверки ее границ высотности, самолет 30 октября 1945 года отправили на гос. испытания в ГК НИИ ВВС. Однако там к испытаниям приступить не смогли в связи с помпажем установленного на машине турбокомпрессора.
В начале января 1946 года компрессор сняли для замены диффузора и всасывающего патрубка от воздухо-воздушного радиатора к карбюраторам. На патрубке, аналогично на И-224, установили управляемую заслонку для перепуска воздуха в атмосферу при появлении помпажа а ТК.
27 января 1946 г. во время полета была обнаружена тряска мотора АМ-42ФБ на номинальном режиме до высоты 6000 м, после чего завод номер 300 принял решение заменить его на мотор АМ-44 с непосредственным впрыском. Полеты были прерваны, и самолет 13 февраля перегнали на завод номер 155 для замены мотора, который поступил с завода номер 300 только 6 апреля 1946 г. В мае закончили монтаж мотора АМ-44 и провели отстрел пушечного вооружения в тире.
Первый вылет истребителя И-225 с новой силовой установкой состоялся 31 мая 1946 г. По требованию завода номер 300 на самолете, до сдачи его в ГК НИИ ВВС для продолжения госиспытаний, в июне были проведены испытания мотора АМ-44 с турбокомпрессором АМТК-1А. Однако во время этих испытаний был выявлен ряд существенных дефектов мотора, вследствие чего предъявить самолет И-225 для продолжения госиспытаний не удалось. Постановлением Совета Министров No.493-192 от 11 марта 1947 г. работы по самолету были прекращены.
Источники:
-www.airwar.ru
-wiki.warthunder.ru