“И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле... И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло... И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне” (2 Цар. 12:15-23).
Как легко некоторые относятся к греху! Эти люди подобны мальчику из воскресной школы, который на вопрос: “Что надо сделать прежде всего, чтобы получить прощение грехов?”, после непродолжительной паузы ответил: “Прежде всего надо согрешить!”
Другие восприняли древнюю точку зрения, что раз благодать преизобилует, человек может грешить сколько угодно (Рим. 6:1). Такое отношение следует рассматривать как преднамеренный грех (Евр. 10:26). Божье прощение, даруемое нам по Его благодати, дается, и даже в изобилии, несведущим, неискушенным и введенным в заблуждение. Однако если человек думает, что может преднамеренно грешить и все же получать прощение, то он глубоко ошибается. Он может надеяться на прощение только после того, как покается.
Так ли уж легко простил Бог Давида? Хотя Давид жил со своим грехом, может быть, около года, Божье прощение было незамедлительным. Но несмотря на быстроту прощения, Давид все же должен был претерпеть последствия своего греха. Его короткие и быстротечные часы тайного и грешного удовольствия принесли ему дни и годы горького сожаления.
СЕВ И ЖАТВА
В грехе и страданиях Давида проявилось действие двух великих принципов. Первый можно выразить так: что посеешь, то и пожнешь. Давид посеял обман и убийство, и пожинать ему пришлось то же самое (Гал. 6:7, 8). В Иов. 4:8 мы читаем: “Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его”.
Мудрый отец однажды преподал своему сыну ценный урок. Всякий раз, когда мальчик проявлял непослушание, отец забивал гвоздь в опорный столб изгороди. По мере того, как на столбе появлялось все больше и больше гвоздей, мальчик начал осознавать свое неправильное поведение. Он спросил своего отца, есть ли какая-либо возможность вытащить эти гвозди. Отец ответил, что он может вытаскивать по одному гвоздю за каждое свое доброе дело или проявление любви. Постепенно мальчик смог изменить свое поведение настолько, что на столбе не осталось почти ни одного гвоздя. И вот однажды мальчик понял одну великую истину. “Я вижу, - сказал он своему отцу, - что даже после того, как я вытаскиваю гвоздь, в столбе остается дырка”. Даже получив прощение, мы по-прежнему вынуждены жить с последствиями греха. Гораздо лучше воздержаться от греха, чем пытаться жить с его результатами.
Второй принцип заключается в том, что боль от жатвы обычно превосходит удовольствие от сева. Пророк Осия писал: “Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю” (Ос. 8:7). А Павел говорил: “Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть” (Рим. 6:21).
Этот принцип явно прослеживается в жизни Давида. Нафан высказал Давиду леденящее душу пророчество о последствиях его грехов. Он сказал: “Итак не отступит меч от дома твоего во веки” (2 Цар. 12:10). Даже после искреннего раскаяния Давида и Божьего прощения израильская земля до конца его правления знала только войны. Давид был даже принужден повести войско против своего собственного сына. Старые враги Израиля, филистимляне, также возобновили свои захватнические действия. Давид не расставался с мечом до конца жизни.
Нафан также предсказал Давиду, что несчастья не минуют и его собственного дома. И это пророчество четко исполнилось. Спустя какое-то время сын Давида, Амнон, обесчестил свою сестру по отцу Фамарь. Авессалом, ее брат, убил его из чувства мести. Это событие привело к пятилетнему отчуждению между Давидом и Авессаломом. Впоследствии Авессалом возглавил тайный заговор с целью свержения своего отца, так что Давид оказался в изгнании.
До последних дней Давида одно горе сменялось другим. Печально, но в основном причиной этому были его дети. Когда Давид услышал притчу об украденной овечке, он сказал Нафану, что виновный должен заплатить за принесенный ущерб в четырехкратном размере (2 Цар. 12:6). Приговор Давида обратился против него. Еще при жизни Давида трое из его сыновей трагически погибли, а после его смерти еще один его сын был казнен (3 Цар. 2:23-25). Убийство Давидом Урии трагически сказалось на судьбах его четверых сыновей.
КОГДА ПРИХОДИТ ЖАТВА
Непосредственное исполнение пророчества Нафана началось почти сразу же. Он сказал: “Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын” (2 Цар. 12:14).
Давид посеял ветер и теперь начал пожинать бурю. “И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело” (2 Цар. 12:15).
Поведение Давида в этой ситуации было поистине примечательным. Вера Давида в Бога и принятие Его воли позволили ему понять и принять принципы, которые дали ему силу выстоять бурю. Когда мы сталкиваемся с последствиями наших грехов, мы должны вести себя так же.
Молитесь
Когда сын заболел, Давид стал молиться (2 Цар. 12:16). В своих молитвах он просил Бога сохранить жизнь ребенку. У некоторых эта просьба Давида может вызвать недоумение. Почему Давид молился о жизни сына, если Бог уже сказал, что дитя умрет?
Давид знал из истории, что Господь милостив. В некоторых случаях Божья воля не остается неизменной. Например, Авраам, молясь за Содом, познал, что значит Божья милость. И хотя Бог не пощадил Содом, Он все же показал Аврааму, что вместе с грешниками не уничтожит и праведников (Быт. 18:22-33). Века спустя Бог пообещал царю Израиля Ахаву, что тот умрет. Так как царь покаялся, Бог сохранил ему жизнь, но поразил его сына (3 Цар. 21:28, 29). Давид знал, что молитва может способствовать изменению Божьей воли.
Но напрасно Давид молился о жизни ребенка: Бог не удовлетворил его просьбу. Ребенок умер в соответствии с пророчеством (2 Цар. 12:18). И тем не менее, это горе не разрушило веру Давида (2 Цар. 15:31; Пс. 3:1-8). Истинная вера примет любой ответ на молитву - даже если он будет отрицательным.
Принимайте реальность
Давид безропотно принял реальность, чего никак не могли понять его слуги. Когда ребенок умер, они боялись сообщить ему это печальное известие. Но Давид не стал гневаться и горевать, а спокойно воспринял тот факт, что его сына больше нет в живых. Он умылся, переоделся, помолился в Господнем доме и поел. О его восприятии реальности мы можем судить по тому, как он объяснил свои действия: “Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне” (2 Цар. 12:22, 23).
Способность Давида смириться с реальностью объясняется его верой в Бога. Благодаря вере мы можем найти в себе силы противостоять малым и большим трудностям в нашей жизни. Благодаря вере мы можем принять тот факт, что Бог управляет нашим миром.
Большинство проблем возникает у человека тогда, когда он пытается сам руководить своей жизнью вместо того, чтобы покориться Богу. Поступать так - самонадеянность, а это большой грех. Истинная вера признает, что Бог знает, что есть наилучшее. Рассуждать иначе - значит ставить себя на место Бога и становиться идолопоклонниками.
Жизнь Давида на этом не остановилась. Он осознал, что, как об этом позже писал его сын Соломон, есть “время плакать” (Еккл. 3:4). Когда сын умер, Давид выдержал положенное время траура (2 Цар. 12:16). По его истечении Давид вышел из состояния глубокой печали. Он возобновил войну с аммонитянами и одержал победу.
Мы мало знаем об отношениях Давида с Вирсавией после смерти их сына. Можно предположить, что он не обвинял ее в своем грехе или в смерти ребенка. Позже Вирсавия родила ему еще одного сына - Соломона (2 Цар. 12:24).
После рождения Соломона Бог послал Давиду воодушевляющую весть. Ее принес Давиду Нафан, и заключалась она в том, что Соломона следует также назвать Иедидиа, что означает “любимый Богом”. Даже в самые тяжелые дни в жизни Давида и Вирсавии Бог послал им напоминание о Своей любви. Соломон не будет нести на себе бремя вины своего отца и последствий его греха.
Жизнь должна продолжаться несмотря ни на какие наши тяготы и невзгоды. Доля страдания в ней неизбежна. И только когда человек готов продолжать жить, он в состоянии увидеть десницу Божию в том, что с ним происходит. Мы можем жить одним днем и верить, что всё во власти Божьей. Даже в самые горькие минуты печали мы должны осознавать, что, возможно, наша радость просто отложена на более поздний срок. В Пс. 29:6 говорится: “...Вечером водворяется плач, а на утро радость”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки этих событий в жизни Давида годятся на все времена.
Во-первых, наш грех противоречит Божьей природе, и Он не потерпит его и не закроет на него глаза. Ни наша знаменитость, ни наши достижения не имеют значения: грех по-прежнему остается для Бога грехом.
Во-вторых, все наши грехи будут прощены, если мы раскаемся. Даже помня о грехе и вине, мы все равно можем обрести уверенность и покой. На закате своей жизни Давид написал следующее: “Не так ли дом мой у Бога?.. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?” (2 Цар. 23:5).
В-третьих, прощение не означает, что мы избежим последствий наших прегрешений. Давид прожил долгую жизнь и много сделал для своей страны. И хотя он искренне раскаялся в своем грехе, люди не забыли его ошибок. Позже автор 3-й книги Царств записал: “Потому что Давид делал угодное пред очами Господа... кроме поступка с Уриею Хеттеянином” (3 Цар. 15:5).
В-четвертых, несмотря на все, что произошло с Давидом, Бог никогда не давал ему забыть, что Он любит его. И мы никогда не должны забывать этого. В дни горя и отчаяния Давида Бог дал ему еще одного сына как напоминание о Своей благодати. Даже когда мы грешим, Бог все равно любит нас!