Найти тему
АнтиПсихолог

Что так разозлило чиновницу?

Скриншот: Даниил Румянцев / E1.RU
Скриншот: Даниил Румянцев / E1.RU

По сети разлетелся ролик встречи официального представителя МИД России Марии Захарова со студентами-международниками Уральского федерального университета. А конкретно, фрагмента вопроса из зала. Я не буду рассматривать содержание ответов, так как политики зачастую не отвечают на вопросы прямо, на то они и политики. Мы посмотрим на диалог с точки зрения психологии коммуникации.

Ниже, я пойду по тексту стенограммы, которое приводит само издание. А также упомяну несколько моментов из видеоряда. Вопрос, заданный студенткой был из актуальной инфоповестки, и, вероятно, задел спикера "за живое". Если вам понравится данный формат разбора, то оставляйте лайки и комментарии.

Первое, что бросается в глаза на видео: поза, указательные жесты, директивные утверждения и эмоционально-заряженный тон спикера. Второе - это обилие уничижительных оборотов, которые обычно направлены на обесценивание собеседника, а также интонационное выделение определённых семантических единиц, в частности, местоимений. Это все инструменты "газлайтера".

Газлайтинг, согласно определению, форма психологического насилия и социального паразитизма, главная задача которого — заставить человека мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания. Зачастую, газлайтер выражает их не прямо, а косвенно, по причине "социального запрета на отрицательные эмоции", такие как гнев, ярость, недовольство и подобные.

"Уважаемая, а есть" "Вот я и хочу спросить" "я просто хочу понять" "А можно задать вопрос?" "А как так получилось" "Нет, подождите" "Что вы такое говорите?" "прошу прощения, но" "Подождите!" "вы же не знаете, а я знаю" "Почему?" "Я на вас посмотрю! Вы знаете как вы будете кричать..." - все это и есть те самые речевые манипуляции.

Текст изобилует интонационно-экспрессивным окрасом и риторическими вопросами, сомнениями (посчитайте количество знаков вопроса и восклицаний на небольшой кусочек текста). Она, буквально, заваливает студентку "почему-обвинениями" и сторонними комментариями, не относящиеся к вопросу, дезориентируя собеседника.

Сложно сказать, делается это намеренно или неосознанно, но ее монолог содержит когнитивные искажения (о них подробнее есть в моем канале), принимая оборот пассивно-агрессивной позиции. Спикер уходит в агрессивную защиту за счет "вы" выделения (в видео это слышно ударением), "протыкающей" жестикуляции, смены позиций "взрослый-ребенок" через использование фраз "вот вы живете, вам лет 20, плюс-минус. Вы просто живете 20 лет." "Прочитайте хотя бы о том", что уводит от предмета обсуждения в личностные характеристики собеседника (косвенное обесценивание "подрастешь - узнаешь"). В кульминации мы видим "властную женщину", которая уже полностью в наступлении (широкая позиция, одна рука расслаблена висит на кресле "хозяин позиции", вторая "отдает приказания"). К концу же (на моменте извинений), Мария, запахивает юбку, как бы пряча свои эмоции и переходит в родительскую позицию (грозно сотрясая указательным пальцем).

Со словом "просто" не так все просто. В ответе Марии оно фигурирует более 15 раз, психологи склонны эту фразу относить к словам-паразитам. Ее любят использовать те, кто зависим от мнения других людей, часто оправдывается, избегает ответственности. У них нет своего мнения или же они в нем не уверены. Тем самым они как бы показывают, что в жизни все должно быть без сложностей, разумно и просто.

Честно признаться, от представителей власти ожидаешь, говоря языком гештальтистов, более проработанной фигуры, уважительного отношения к собеседнику, эмоциональной устойчивости. Хотите быть более устойчивым, отстаивать личные границы и распознавать манипуляции - записывайтесь ко мне на консультацию через шапку профиля.

Николай Сизов