Найти тему
alexunited

Современная школа

Оглавление

Если послушать разговор об образовании между случайно встреченными на улице или в общественном транспорте людьми, то почти всегда будут звучать два тезиса. Они могут формулироваться кратко или многословно, разным "штилем" и с различной степенью экспрессии, но их общий смысл всегда сохранится: детей в школе слишком нагружают и детей в школе не учат "действительно полезным" вещам.

Найдено в интернетах...
Найдено в интернетах...

И во многом это будут верные замечания. Только есть одна проблема, как отлично выразил это в своё время мой ученик: "понял, что суп - делать-то что?" То есть проблема всем ясна, а решать-то её как?

Высокие нагрузки

Миф о непомерных нагрузках на нынешних школьников появился не на пустом месте. Количество обязательных домашних заданий и прочего околошкольного времяпрепровождения сейчас выше, чем условные тридцать лет назад. А дети другие. Если советскому школьнику хватало пресловутого "надо", чтобы пахать, не поднимая головы (а исключения из этого правила бездельничали молча, не хвалясь этим и порицаясь всеми вокруг), то теперь школьник выбирает то, что ему нравится, потом нехотя делает то, пользу от чего осознаёт - а всё остальное он, в лучшем случае, списывает с товарищей или ГДЗ, а в худшем демонстративно игнорирует с уверенным "мне это не пригодится".

Баян, но не стареющий.
Баян, но не стареющий.

Причём на ненужные размышления о бесполезности полученного в школе задания школьник тратит если и не больше времени, чем требуется на его выполнение, то по меньшей мере столько, что оставшегося на выполнение всех заданий действительно не хватит.

Подавляющее большинство родителей делятся на две категории: одни (их меньше) огульно винят ребёнка, считая, что он лентяй и бездельник, тогда как другие (их больше) высказывают претензии к системе. Действительно, частично вина школы в этом есть, также частично виноват в этом и сам школьник - но в "серой" зоне между этими двумя винами сокрыто самое главное, в чём большинству лень разбираться, а мудрые дяди и тёти очень давно и безрезультатно спорят об этом на самом высоком уровне.

Не учат полезному

Тоже старый спор. Одни говорят: "Научите детей считать процент по кредиту, получать социальные выплаты и делать уборку в квартире", а другие, ссылаясь на наш предыдущий абзац, возражают: "А когда?" Тут первые начинают предлагать выбросить из школьной программы все "бесполезные", по их мнению, темы.

"Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка".
"Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка".

И, вроде бы, высвободится куча часов на то, что "действительно полезно". Только что считать бесполезным в школьной программе? Правда ли, что начальные сведения из ботаники и зоологии не нужны тому, кто никогда не пойдёт ими заниматься? (Нет, неправда: отличать съедобное растение от ядовитого может понадобиться любому Васе из Урюпинска.) Правда ли, что складывать дроби нужно лишь будущим математикам и бухгалтерам? (Нет, неправда: те же проценты по кредиту считать без дробей будет явно проблематично.) Правда ли, что уроки рисования и музыки из программы можно убрать? (Нет, неправда: где ещё привьют отвращение к классике, от которого постепенно излечиваешься по мере взросления?)

Если спросить любого специалиста, какие темы в его предмете можно сократить, чтобы втиснуть оставшееся в меньшее количество часов, то почти всегда окажется, что никакие - потому что выстроена цепочка из хитрых заимствований, которую нельзя разрушать. Например, если из математики убрать возведение в степень (не правда ли, какое-то никому не интересное действие?), то пропадут корень и логарифм, без корня не будут решаться квадратные уравнения, а без квадратных уравнений не будут решаться неравенства, станет невозможно разложить трёхчлен на множители и исследовать функцию.

Но теперь вернёмся к школьнику, который в пятом классе проходит эти самые степени. Нафиг они ему сдались? Он же продвинутый, он знает, что математика - не дворянская наука, он не хочет забивать свою головку бесполезной информацией - и сдаёт списанное с ГДЗ задание, не удосужившись усвоить тему. После чего дальнейшее его обучение большей части математики становится бессмысленным. И так - почти с любой темой, и уверен, что на всех предметах. Причём отсылочка к неизученному вовремя может возникнуть и в чём-то, что наш герой всё же счёл достойным своего внимания - но только где найти время на то, что пропустил раньше?

И нагнать пропущенное много лет назад практически нереально...
И нагнать пропущенное много лет назад практически нереально...

Самое ужасное, что произошло с нашим образованием, это никакая не стандартизация, не ЕГЭ и не непомерные нагрузки. Самое ужасное - это возможность получить оценку по предмету, не освоив все положенные по программе темы. Типичная ситуация: ребёнок ходил в школу в сентябре, пропустил две недели октября по болезни, потом вернулся - за две недели была изучена какая-то тема, но ребёнок её проигнорировал и получил за контрольную по ней заслуженную двойку. Но добросовестные занятия в сентябре дали ему несколько пятёрок, и в четверти выходит тройка или даже четвёрка - и учитель обязан эту четвёрку поставить. Лет через пять деточка всё ещё не знает пропущенной темы, регулярно допуская ошибки во всех задачах, косвенно её затрагивающих, но при этом получая оценки за счёт других задач. И всех всё устраивает.

А ещё у многих школьников память аквариумной рыбки - и заимствования для них теряют актуальность. Но это - другая проблема.

А что делать?

Как говорит один прекрасный человек, "не думай - тебе не идёт". Школьник, чрезмерно задумывающийся над целевой функцией изучения того или иного материала вместо самого изучения, обречён проиграть.

Можно ли утверждать, что абсолютно всё в школьной программе нужно и полезно? Нет, нельзя. Можно уподобиться Митрофану и вообще ничему не учиться, вон сколько нынче тиктокеров развелось. Но абсолютно точно учиться всему предлагаемому полезнее, чем делать это выборочно.

#современная школа #образование #школьники #недоросль