Тема: Подбор слов по теме «Овощи», их кодирование и последующее «чтение».
Задачи:
Образовательные:
¾ учить выделять произнесенные слова и обозначать их условно-графически;
¾ закреплять представления детей об основных цветах;
¾ совершенствовать графомоторные умения.
Коррекционно-развивающие:
¾ корригировать и развивать фонематическое восприятие;
¾ развивать мелкую моторику кистей рук, артикуляционного аппарата;
¾ корригировать мыслительную деятельность учащихся путем введения обобщающего понятия «Овощи»;
¾ корригировать мелодико-интонационную сторону речи детей путем драматизации;
¾ развивать связную речь за счет воспроизведения сказки «Репка».
Воспитательные:
¾ воспитывать умение работать сообща (терпеливо слушать ответы товарищей, ожидать своей очереди в игре, совместной работе).
Оборудование: цветные и простые карандаши; слова-полоски; сюжетная картинка сказки «Репка», отдельные изображения героев сказки; предметные картинки с изображением овощей; индивидуальные листы с контурным изображением треугольников; экран для педагога; компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
- Орг.момент: настрой учащихся на работу; проверка посадки детей; проверка готовности к уроку.
- Подготовка учащихся к усвоению учебного материала.
Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал в стихотворном сопровождении.
- «улыбка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем.
И нисколько не устанем.
- «шарики»
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я!
- «часики»
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
- «чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
- «лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
- Изучение нового материала.
1) Воспроизведение сказки «Репка» с использованием элементов драматизации под руководством педагога.
- Ребята, вы все знаете и любите сказку «Репка». В ней такие дружные герои, что смогли вытащить огромную репку. Вспомним, с чего начинается сказка и что было дальше.
Дети поочередно рассказывают и показывают, каким голосом говорит каждый из героев. Педагог сопровождает рассказ детей поочередным показом героев на экране (слайд № 1) (Дидактический материал, стр.13).
- Как дед позвал бабку? (Бабка, а бабка, помоги репку тянуть. Мне одному не вытащить!)
- Каким голосом говорит дед? (Дети отвечают и повторяют слова деда.)
- Кого позовет бабка? (Внучку.) Какие слова она скажет? (Ответы детей.)
- Кто следующий прибежит на помощь? (Жучка.)
- Как Жучка позовет по-собачьи следующего помощника? (Гав-гав.)
- Кто прибежит на помощь? (Кошка Машка.)
- Как кошка по-кошачьи позовет следующего героя? (Мяу-мяу.)
- Кто прибежит помогать? (Мышка.)
- Как мышка сообщит о своем приходе? (Пи-пи.)
Педагог оценивает способности детей к драматизации сказки, звукоподражанию героев.
- Ребята, давайте «подпишем» под героями название русской народной сказки (использование слова-полоски).
2) Введение в речь обобщающего понятия «Овощи».
- Ребята, репа – это что? (Овощ.)
- Какие овощи вы знаете?
После того, как дети перечислили известные им овощи, на экране появляются картинки овощей (слайд № 2). Затем обобщающее понятие «подписывается». (Учитель обращает внимание детей на то, где «предмет», где «слово».)
3) Физ.минутка.
Руки вверх и в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вниз и в кулачок,
Разожмем и на бочок.
4) Игра на развитие фонематического восприятия.
Учитель предлагает детям поиграть в игру «Какое слово лишнее?». Педагог, используя экран, четко произносит слова, а дети называют лишнее слово.
Слова для предъявления:
- капуста, пусто, капуста, капуста;
- огурец, огурец, молодец, огурец;
- помидор, помидор, помидор, забор;
- кофе, картофель, картофель, картофель.
4. Закрепление изученного материала.
Детям предъявляется картинка с изображением бабки и внучки из сказки «Репка» (слайд № 3).
- Посмотрите на рисунок слева. Это две косынки. Догадайтесь, чьи они.
- Почему косынка красная бабкина? (Большая.)
- Почему косынка синяя внучкина? (Маленькая.)
- Чья косынка больше? (Бабкина.)
- Как ласково назовем косынку внучки? (Косыночка.)
- На какую геометрическую фигуру похожи косынки? (Треугольник.)
- Чтобы края косынок не порвались, мы их по контуру обведем. Какие карандаши нам понадобятся? (Синий, красный.)
- А сейчас подготовим пальчики к работе.
Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трем, (трем кулаком о кулак)
Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью)
Мы капусту жмем. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)
Дети обводят по контуру косынки красным и синим карандашами.
- Какая по цвету самая большая косынка? (Синяя.)
На экране появляются два дерева.
- Что еще вы видите на картинке? (Деревья.) Сравните деревья по величине, показывая их.
- Как назовем маленькое дерево? (Деревце.)
5. Подведение итогов урока (эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока).