1,1K подписчиков

Как рождается газетная "утка" (инфо-утка) у журналистов?

Сегодня у меня есть желание поностальгировать, вспомнив свою журналистскую профессию в студенческие годы. Это статья про мою первую газетную утку! Дело было 1998-99 гг, когда еще не было всемирного Google, Википедии и справочных ресурсов. Основную базу знатока-эрудита составляли прочитанные книги и полученный иным образом опыт.

Газетная утка может быть такой! (из сети)
Газетная утка может быть такой! (из сети)

Довелось мне как-то писать про выезд пожарной охраны на охоту (то ли нагонка то ли натаскивание). Как-то так вышло, что мы узнали, в каком месте это будет проводиться, но разминулись с самой группой охотников. В итоге, мне было предложено написать о прошедшем событии в виде небольшой информационной заметки.

Или даже вот такой ростовой куклой! (из сети)
Или даже вот такой ростовой куклой! (из сети)

Статью я быстренько накатал, забыв уточнить, за кем именно охотились! Связаться с участником и уточнить уже не было возможности. Узнал только, что сезон охоты на утку и гуся еще не начался, на другое зверье уже закончился. "Напиши, что охотились на подсадную утку!" - подала совет начальник информационного отдела. Женщиной она была далекой от охотничьей тематики, так что ей простительно! Редактрисса Светлана тоже была не в теме, так что по ее мнению все было "зашибись".

Тогда я еще был зеленым студентом 2го курса факультета переводчиков Ульяновского госуниверситета. К охоте имел тоже слабое отношение. Ну, думаю, а что такого? Наловили заранее домашних уток, выпустили на природу, и давай по ним стрелять и натаскивать собак! В итоге моя заметка с фразой "Охотники из пожарной охраны ПЧ-5 выезжали поохотиться на подсадную утку" улетела в печать. Звонок в редакцию от участника того выезда прозвучал сразу же после выхода тиража (ок. 9000 экземпляров на тот момент).

Лучше бы меня пристрелили!
Лучше бы меня пристрелили!

Смысл его речи, если убрать непечатную лексику, был примерно таков: "Вы, газетчики, хотя бы думаете, о чем пишете!?" Я в непонятках отдаю эту заметку знающему человеку-охотнику и узнаю у него истину:

Настоящие подсадные утки
Настоящие подсадные утки

Подсадная утка - это резиновое чучело для охоты! Их сажают на воду и крякают в манок, чтобы привлечь других уток! На нее нельзя охотиться!! ))) Это был мой ужас и хохот до упаду!

Вот так примерно выглядела наша редакция, когда узнала правду!
Вот так примерно выглядела наша редакция, когда узнала правду!

Кстати, нашел смешное видео, как собака пытается реанимировать "резиновую утку-игрушку".

Ну еще помимо этой банальной утки из-за некомпетентности возможны другие варианты: Журналист сдает один текст, а выпускающий редактор или сам главред ее исправит так, как сочтет нужным! В итоге, появляется то, чего не было, или что в определенном контексте звучит очень смешно, пример: "Труп сидел на унитазе по месту постоянной прописки". Дополнительный хохот вызывают редакционные опровержения после таких казусов. До сих пор помню один слово-в-слово: "Редакция приносит извинения директору молочной фабрики Х-еву в связи с публикацией его фото в материале "Сбои в очистных сооружениях"! Я тоже лежал под столом от угара! )

Утка может быть просто из газеты (сеть)
Утка может быть просто из газеты (сеть)

Вывод: Начинающие журналисты должны всегда уточнять все у первоисточника, по возможности дать ему прочитать текст статьи перед выходом в печать. Очень разные в том числе щекотливые нюансы могут при этом всплыть или вовремя быть устранены перед выходом "лажи"!

Статья автора, публикации из сети

Если вам понравилась заметка из жизни в прошлом редакционного журналиста, подпишитесь на мой канал. И добро пожаловать в комментарии!

Статья про еврея, который выжил в 3ем Рейхе

Байки про армию ФРГ "Бундесвер"

Как я праздновал Новый год в Мюнхене