Александр Александрович Алябьев – русский композитор, которого
по праву считают родоначальником русского романса.
Романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве.
В памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” на стихи Антона Дельвига – одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.
💡 Она была написана, когда Алябьев находился в тюрьме, в 1826 году.
Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске.
Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым.
Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, посещали театры. Начальное образование мальчик получил дома, оно было качественное и разностороннее.
После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион, Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь.
💡 В это же время Алябьев осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.
В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева — "Новый французский романс" и два фортепианных вальса.
Когда началась Отечественная война 1812 года, Александра Алябьева зачислили в казачий полк, где он познакомился с Денисом Давыдовым
И поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине.
Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым.
💡 Вместе с русскими войсками Алябьев вошел в Париж, был ранен.
Во время службы написал свой первый гусарский романс на слова Кантакузина «Один еще денек».
На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени и медаль «В память Отечественной войны 1812 года».
Родные отмечали, что он — «преисправный и храбрый офицер». Служба продолжилась и после победы над Наполеоном.
В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов.
Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором
А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты.
12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера.
И Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех
В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне — с разницей в неделю — в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех.
Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер».
Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении.
Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, театральных премьерах, но и азартных играх.
В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара.
Нашёлся свидетель, который рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев, композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.
💡 1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.
В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой.
Алябьев взял под опеку оркестр «казачьей музыки». Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.
💡 Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьев выехал лечится на Кавказ, находясь под «строгим наблюдением». Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями
Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек».
В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского — участника Отечественной войны. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии,
в имении родных.
Александр Алябьев по-прежнему много сочинял.
В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке».
Спектакль представили на сцене московского Большого театра.
Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы «А. А.».
💡 В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.
Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора
В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского, Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.
💡 Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симонов монастыре.
В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен.
24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
💡 Продолжение следует....
Если вам понравилась статья, ставьте 👍 пишите комментарии😊