Слуховое восприятие– способность человека различать и выделять определенные звуки, соотносить их со звучащими предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух – это улавливание различных звуков окружающего мира, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков нужно соблюдать следующую последовательность:
· звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев и др.;
· звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны и т. д.;
· звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери и т.д.;
· транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
· звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
· звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Развитие речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты.
Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5–6 лет жизни ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):
· Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.
· Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.
· Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.