Найти тему
Всё обо всём!

Хрупкий баланс. Об установлении здоровых границ и укреплении семейной близости

Оглавление

Есть много идей по воспитанию детей, но ответ на вопрос, как быть хорошим родителем, все так же сложен. В одних воспитательных концепциях возвращается тема близости в отношениях с ребенком, в других доминирует тема установления здоровых границ. Стоит посмотреть, как выглядит примирение этих двух понятий в терапевтической практике.

Родительство — широкое понятие. В его истории менялись акценты, теории и направления — от восприятия ребенка как неполной версии взрослого до установки, полной уважения к его автономии и потребностям. Как это на самом деле? Современные концепции во многих областях не дают готовых ответов. Вдохновение можно найти в теории семейной терапии, которая динамично развивается с 1950-х годов. Она касалась в основном темы отношений в семье. Также упоминалось понятие структуры и границ в семье. Последний период в семейной терапии находится под влиянием социального конструкционизма, предполагающего иллюзию одной правды о семье и одной теории. Поэтому психологи не навязывают решения, а приглашают родителей к диалогу.

Хорошо, если в этом диалоге есть место для разговора об отношениях с детьми и умении устанавливать правильные границы. Эти аспекты могут существенно повлиять на качество воспитания. Отношения в семье, способ раскрытия чувств, потребностей и установок будут влиять на образ мира ребенка. Внимательность, забота и принятие приведут к чувству безопасности и открытости при построении социальных отношений в будущем. Этот процесс также будет поддерживаться здоровыми семейными границами. Их проницаемость и гибкость позволяют определить характер и частоту контактов в семье. Четкие границы позволяют сохранять обособленность при чувстве принадлежности к семье .

Сбалансировать свои усилия по построению отношений и установлению здоровых границ может быть трудной задачей. Сознательно сформированный баланс, хотя и не является рецептом, может стать важным ориентиром для нынешних и будущих родителей. Это также может быть ключом к переменам для семей, которые перестали развиваться.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1

Агрессия в семье

Семья г-на и г-жи Г. обратилась в клинику, обеспокоенная поведением их десятилетней дочери Анеты. Дома и в школе девочка изо всех сил старалась соблюдать правила. Все чаще она проявляла агрессию по отношению к сверстникам по банальным причинам. Она била, оскорбляла, оскорбляла других детей. Дома она тоже была агрессивной. Она могла ударить мать и ее партнера. Она не стеснялась в словах, когда воспитатели пытались заставить ее выполнять школьные и домашние обязанности. Девушка казалась постоянно напряжённой, раздражительной, готовой взорваться. Она успокоилась, когда ее ожидания оправдались. Она определенно предпочитала ситуации, когда партнера матери не было дома. Ей также очень нравилось встречаться со своим биологическим отцом, при котором она могла ныть на своего «дядю», когда разговаривала с партнером своей матери.

Родители Анеты расстались три года назад. Причинами расставания были названы насилие со стороны мужа и алкогольная зависимость. Родители были разлучены, и заявление о разводе никто из супругов не подавал. И отец, и мать обзавелись новыми партнерами. Партнер ее матери был на несколько лет моложе ее. У него не было опыта воспитания детей, фактически это были его первые серьезные отношения. Мать поддерживала частые контакты с мужем. Она оправдывала это прежде всего благом Анеты. Она также упомянула, что ее муж смог поддержать ее, как никто другой. Контакты между отцом и девочкой не регулировались. Иногда девушка видела его раз в месяц, иногда раз в три-четыре дня. У моего отца были алкогольные пристрастия, которые мешали ему систематизировать свои визиты.

Семейные границы

Многие факторы могли повлиять на поведение Анеты. Расставание родителей, их новые отношения и опыт дома, когда отец злоупотреблял алкоголем и применял насилие, вероятно, повлияли на реакцию девочки. Однако представляется, что на момент поступления на терапию доминирующим фактором были неясные семейные границы. Давайте посмотрим на границы между внешним миром и семьей — трудно понять, где они проходят. Состав семьи, кто ее составил, был неясен. Неурегулированный брак родителей, сохранение параллельных партнерских отношений, амбивалентные сообщения матери, подчеркивающие получение эмоциональной поддержки от мужа, позволили предположить, что взрослые в этой сложной ситуации не принимали решения о новом семейном порядке. Настежь распахнутые ворота в прошлое сделали невозможным построение новой семьи на твердой почве. Это имело серьезные последствия.

Если взрослые увлечены прошлыми семейными историями, ребенка будут сопровождать хаос, страх и растерянность. Трудно узнать нового партнера. Грань между ребенком и новым членом семьи слишком жесткая, общение невозможно. Естественная лояльность к биологическому родителю еще больше усложняет ситуацию. Это подтверждалось поведением Анеты. Ее агрессивные реакции усиливались в присутствии нового партнера матери. Неэффективные попытки повлиять на ее поведение вызывали споры и увеличивали дистанцию ​​между матерью и ее партнером. Границы между ними стали жесткими, а границы между матерью и дочерью размылись. Бывало, что мать в таких ситуациях связывалась с мужем, который не был отделен от семьи четкой границей. Это позволяло девушке надеяться, что «настоящие» родители снова будут жить вместе. И круг замкнулся. Агрессивное поведение имело свою функцию. Они также были выражением длительного состояния большой неуверенности в образе настоящего и будущего девушки.

Ключевой задачей для этой семьи было определение структуры и принципиальных границ семьи - кто ей принадлежит, какие задачи, роли и обязанности отдельных ее членов, кто, когда и как общается. Только выполнение этой задачи позволит взрослым адекватно, связно и эффективно реагировать на поведение Анеты. Используя язык структурной терапии, правильные границы отделят подсистему взрослых от подсистем детей. «Старая» семья будет отделена от «новой» семьи. Автономия каждого члена семьи будет защищена. Это шанс построить чувство безопасности и надежды на то, что хотя бы один этап развития семьи завершен, впереди его ждет еще один важный и ценный этап.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 2

Откуда эта депрессия?

Семья г-на и г-жи К. пришла на консультацию к лечащему психиатру Марте, среднему ребенку в этой семье из пяти человек. В течение нескольких месяцев девушку мучило подавленное настроение, отсутствие удовольствия от занятий, которые ей до сих пор нравились. Она отказалась от многих обязанностей, изолировалась от сверстников. Она много времени проводила за компьютером. Она жаловалась на скуку и часто казалась раздражительной. Она сильно похудела, намного хуже спала. У нее был диагностирован умеренный депрессивный эпизод.
Семья с трудом смогла собраться на полное собрание. Старший сын (19 лет) откровенно сомневался в возможности участия в регулярных встречах. У него были свои профессиональные обязательства, и он не видел в своих отношениях с сестрой проблем. Аналогичные сомнения высказывал и отец. Семейный бизнес (бухгалтерия) занимал большую часть его времени, он не был готов ездить на семейные сессии каждый месяц. Ведь именно у дочери были проблемы. Он связывал их с «этим трудным возрастом отрочества». Мать фактически поддерживала позицию отца. И у нее были свои обязанности. Она помогала в компании мужа, ей приходилось заниматься повседневными домашними делами. К счастью, младший ребенок (дочка двух лет) уже полтора года находился в яслях, что дало ей много воздуха. На данный момент самой большой заботой моей мамы были две стареющие собаки и, конечно же… Марта. Хотя было действительно трудно найти причину ее печали. Дома девочка всегда соблюдала правила, не связывалась с «плохой» компанией, у нее были хорошие оценки.

Когда не хватает близости

Что беспокоит эту семью? Все кажется таким ясным. У каждого свои задачи, и они добросовестно их выполняют. Даже младшая дочь редко покидает детскую. Однако не хватает отношений, заботы, тепла и общения. Нет времени, сил и, главное, готовности к этому. По типологии это семья с авторитарным стилем воспитания. Он характеризуется высоким уровнем контроля и ожиданий и низким уровнем общения и заботы. Используя структурированный язык, слишком жесткие границы в этой семье позволяют признать ее неродственной семьей. В нем преобладают правила, обязанности и планы на день. Границы, однако, настолько жесткие, что контактировать и видеть другого человека становится невозможно. Здесь нет места диалогу, познанию мира других членов семьи. Одиночество и растерянность доминируют.

#здоровые #границ #укреплении #семейной #близости