Редко когда человеку удается так сразу и однозначно выбрать свою колею, которая станет сразу всем: и профессией, и хобби, и смыслом жизни. Иногда так становятся великими врачами и учителями, как говорят, от Бога. Подобное определение не очень подходит для нашего рассматриваемого случая, но речь идет совершенно о таком явлении.
Миша Суслов родился в российской глубинке. В 200 километрах от Саратова есть город Хвалынск, а ещё в 80 километрах от него есть деревня Шаховское. Вот там и родился наш мальчик. Начало 20-го века. Крестьянская семья. Перспектива - стать крестьянином. Ну, в крайнем случае, зажиточным крестьянином, у которого свои батраки будут даже. Был бы Суслов хорошим хлеборобом? Нет. Он не хотел такого. Чувствовал свои организаторские навыки. В 14 лет он собрал отряд добровольцев и отправился в Архангельскую губернию на заработки.
Но когда Мише было 15 лет, случился год революций. Первая, Вторая. А за ними и жизнь меняться стала. Он вернулся в родные края, узнал, что отец перешел на сторону новой власти. Да и сам не колебался. Теперь крестьяне были не просто тягловой силов продовольственной программы, а, прям, как на настоящих живых людей (сарказм) на них обратили внимание и стали заниматься обучением и разъяснять политику партии.
Михаил на своей заре и увлекся политикой. Вступил в комсомол, ему ещё и 20 лет не было. Стал все больше изучать, что это за диковинный зверь такой. Его рвение не могло не остаться незамеченным. Именно комсомол дал ему жизнь и будущее. Суслова выбрали для того, чтобы обучать его на серьезном уровне. Менее чем за 10 лет, этот крестьянский сын стал выпускником аспирантуры Института экономики, за плечами был и диплом Плехановского института. Могли ли родители мечтать о таком будущем для своего сына.
Михаил учился не для галочки, не испортили его и огни большого города. Он сосредоточился на штудировании профессиональной литературы. Ему в 27 лет уже доверили самому преподавать политическую экономию в двух ВУЗах столице. Зачастую его студентами были люди, которые намного старше, но никто не мог оспорить или как-то засомневаться в профессионализме молодого преподавателя. Помимо глубоких академических знаний он обладал качеством влияния на людей, создавая вокруг себя ореол непререкаемого авторитета.
Такие кадры нужны были стране. В те годы существовал Интститут красной профессуры, где всесторонне готовили высшие идеологические кадры партии. Окончив его, Суслов был уже направлен на руководящие должности в регионы.
В 1939 году он первый секретарь крайкома Ставрополья. Здесь и застала его война. Он знал, что победа будет за нами, старался убедить и население. Говорил: "Огромные потери в людях на Восточном фронте требуют все новых и новых пополнений. Между тем Германия в два раза беднее Советского Союза людскими ресурсами...".
В 1942 году, когда Ставрополье было оккупировано, он возглавил подполье и партизанское движение в крае. Существует две полярные друг другу версии о том, каким он был организатором в годы войны. По одной из версии, он не умел скоординировать действия партизанских отрядов, которые вынуждены были действовать несогласованно. Говорят, что за военные неудачи он всегда находил виновных и нещадно их наказывал. Но по другой версии, ему удавалось спланировать и осуществить важные мероприятия. Почему-то кажется, что правы обе стороны. В годы войны не могло быть только успехов, но и вряд ли Суслов занимался бы вредительством. Да, в те годы, в Ставрополье были произведены репрессии в отношении к мародерам, ворам, а главное пособников фашистов. Это трагичная страница истории, но вряд ли само понятие репрессии обеспечивает автоматическую индульгенцию для всех её жертв. Всё же сомнительной кажется версия, что власть просто выкашивала население под корень с исключительно кровожадной целью. Это, как минимум не выгодно, если мы даже не будем учитывать морально-этические аспекты.
Суслов был идеологом выселения карачаевцев из региона, а в 1944 году ему поручили проводить работу в Литве по борьбе с "лесными братьями" и ликвидации последствий войны.
В пользу того, что работа была проведена им на всех направлениях успешно, говорит и тот факт, что его после войны не то, что не никак не наказывали, его и не оставили в забытие на региональных работах. Суслов был призван в Москву и назначен главой отдела внешней политики в Центральном Комитете Партии.
Вскоре он вошел и в Президиум Партии. Учитывая, что он вошел в него фактически накануне смерти Сталина, он ещё не успел прорости корнями в эту должность и на протяжении 3-х лет его изрядно штормило. Но с 1955 года он член Президиума на постоянной основе и никто не сможет его подвинуть до самой смерти.
Мог ли Суслов стать главой государства? Однозначно, да. Мог. Ведь его мнение было всегда одним из решающих, авторитет непререкаем. Именно он в разное время вел борьбу с космополитизмом, настоял на введении войск в Венгрию, в Афганистан. Не побоялся первым "торпедировать" Хрущева, взять на себя ответственность и смелость по организации Дворцового переворота 1964 года. Но он всегда понимал, что став первым, он потеряет из видимости всё то, что происходит в кулуарах власти, что он будет видеть то, что ему расскажут и покажут. А это был большой риск. Поэтому, ему было выгоднее стать серым кардиналом при поддатливом короле.
В его цепких руках были главные направления политики. Нет, не армия, не экономика, не промышленность. Это всё и так будет развиваться, если будет в порядке: идеологическая политика, образование в стране, культура. Вот тут он властью ни с кем не делился. Вряд ли сам Брежнев хаживал в сей "огород", скорее Суслов рассказывал своему назначенному правителю, куда идут дела.
Он слишком много знал об идеологии. Михаил Андреевич всерьез был погружен в эти вопросы. Он варился в этом котле 60 лет. Он был не просто теоретиком, он стал уже создателем той теории марксизма-коммунизма по которой жила страна в 60-70 годах. Он не просто был практиком, он направлял путь развития страны. При этом, он вовсе не коснел в прошлом, понимал, куда идет страна, ощущал новые веяния, хоть эпоху и называют теперь "застойной".
Именно он был против реабилитации Сталина, когда такие предложения появились в брежневскую эпоху. При этом, он стал формировать образ Сталина, как великого полководца, чтобы отделить направления репрессий и заслуг этого политика. Тема репрессий должна была постепенно угаснуть, она мешала единству страны. Он боролся со всем, что могло служить расколу. Видимо этим и обусловлена политика в отношении Солженицына, Сахарова и других.
Но его не стало в 1982 году. Суслов не увидел как меняется страна. Сумел остаться в той, своей эпохе, которую он с таким рвением строил всю свою жизнь. Верил в величие и правильность своего дела. Даже детей назвал Револий и Майя. Мало было таких искренних. А может, после него и не осталось уже. Ему повезло. Он всю жизнь чувствовал себя тем самым юным рыцарем комсомола без страха и упрека, успешно пройдя путь от сохи до кремлевских звезд.
Читайте также:
Ставьте лайк, подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.