Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Уфимцы в обороне Керчи

Разбирая документальные материалы, хранящиеся в архивном фонде Железнодорожного управления станции Уфа Государственного исторического архива Республики Башкортостан, я натолкнулась на рукопись. Рукопись содержала воспоминания участника Великой Отечественной войны В. Завырылина, инструктора политического отдела ВЭО-8. Воспоминания датируются 23 января 1975 года. Он пишет об участии жителей Уфы, работавших на железнодорожной станции Уфа и получивших назначение на Крымский фронт.

В декабре 1941 года в Куйбышеве было сформировано специальное подразделение из работников Куйбышевской железной дороги, куда вошли железнодорожники Уфимского отделения. Формирование составило Военно-эксплуатационное отделение № 8. В него вошли также железнодорожницы станции Уфа. ВЭО-8 обслуживало Крымский фронт и обеспечивало оборону Керчи. По приказу военного совета Крымского фронта ВЭО-8, прибыв в Керчь, приняло на обслуживание прифронтовой участок протяженностью 115 километров от Керчи до Акмоная. От беспрерывных налетов и вражеских бомбежек всё хозяйство на этом участке было разрушено. Годными для эксплуатации оказались два паровоза и десятка полтора вагонов. Требовалось в самое наикратчайшее время всё разрушенное железнодорожное хозяйство восстановить, организовать движение поездов на фронт и наладить снабжение их всем необходимым.

Работать приходилось в нечеловеческих условиях, ежеминутно ожидая вражеских лазутчиков. Несмотря на варварские и почти беспрерывные бомбежки вражеской авиации, железнодорожницы наравне с мужчинами трудились, забыв о сне, еде и отдыхе. Примерно через месяц-полтора военные поезда шли к линии обороны строго по графику. Стрелочное хозяйство было отремонтировано, железнодорожные пути восстановлены. Были приведены в рабочее состояние паровозное и вагонное депо. В результате произведенных в короткие сроки ремонтных работ на станции Керчь собралось более двух десятков исправных паровозов и до двухсот вагонов.

-2

Первоначальную задачу железнодорожники станции Керчь выполнили. Командование отметило отличную работу женщин. Они стали располагать большим временем для сна и отдыха. Но на войне как на войне. Члены ВКП(б) Кивзунова и Шеренгова выступили с инициативой – в свободное от работы время организовали санитарные летучки. Санлетучки отправлялись к линии фронта и собирали раненых бойцов, затем доставляли их на станцию Керчь. После первичного осмотра раненых врачи либо распределяли их в местный госпиталь, либо отправляли на Большую землю. Ожесточенные бомбардировки вражеской авиации не прекращались. Под огонь врага попадали и поезда санитарных летучек, которые также горели от прямого попадания бомб. Гибли раненые.

Работница телеграфа, старшая телеграфистка Валя Кузьмина заканчивала дежурство на КП. В третий раз она перечитывала письмо от матери из Уфы. Та писала: «Все твои подружки пишут, что у вас все время бомбежки, что есть убитые и раненые. Ты же пишешь, что у вас все в порядке». Валя улыбнулась и тихо сказала: «Да, мама, у нас все нормально». Вдруг неожиданно завыла сирена. Через минуту с оглушительным ревом и треском посыпались бомбы. Дежурные телеграфисты разбежались. Кузьмину сбило с ног взрывной волной, но она встала, подбежала к коммутатору и стала соединять трезвонящих абонентов. Бомбардировка не прекращалась. Следующей взрывной волной вырвало оконные рамы и двери. Оглушенная телеграфистка вновь отлетела в угол. Она с трудом поднялась. На какой-то миг Вале показалось, что голова перестала что-либо осознавать. Но она сумела сконцентрироваться и нашла в себе силы, чтобы вернуться к коммутатору. Телеграфистка не прекращала работу и обеспечила бесперебойную связь командования с подразделениями. За проявленное мужество и сохранение самообладания при налете вражеской авиации командование наградило Валю Кузьмину медалью «За отвагу».

-3

Во время действия Керченской переправы был сформирован отряд добровольцев из мужчин, куда вошли также техник дистанции пути Сульфия Рамеева с подругой Бочкаревой. Отряд из 60 человек, сформированный из работников ВЭО-8, должен был участвовать в операции по обороне «Керчь-завода». На сборном пункте мужчины-добровольцы получили автоматы и гранаты. Рамеевой и Бочкаревой были вручены санитарные сумки, заполненные до отказа бинтами, йодом и другими медикаментами.

На передовой их встретил старший лейтенант. Он очень обрадовался, когда узнал, что на помощь бойцам Красной армии прибыли железнодорожники. Старший лейтенант обозначил перед отрядом железнодорожников цель – обеспечить выход бронепоезда, стоявшего в укрытии. Перед собравшимися товарищами и бойцами Красной армии выступила комсорг Рамеева. Она обратилась к помощнику командира по политчасти со следующими словами: «Товарищ Аксютин, я обращаюсь к вам и ко всем бойцам! Если нам будет тяжело или мы попадем в окружение, то живыми не сдадимся. Так как у нас, кроме санитарных сумок, никакого оружия нет, то, товарищ Аксютин, прошу прежде пристрелить меня, а потом уже себя. Я не хочу оставаться на поругание фашистам!»

Ирина БАККЕ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!