Найти тему
Moustank

Приближали как могли: забытые машины Победы

Оглавление

В автомобильном плане 9 мая закрепилось в народной памяти «Полуторками» ГАЗ-АА, реже – «Захарами» ЗИС-5. Не спорю – легендарные грузовики, в кузова которых легла основная тяжесть войны. Но путь Красной армии прокладывали и другие колёса, причём не только советские.

Дисклеймер: этот текст я подготовил в мае 2019 года для автомобильного сайта Motor1. Но после моего ухода из редакции руководство решило удалить материал. Поэтому сохраню его здесь для истории.

ГАЗ-ААА

Старший брат «Полуторки»: переработанный вариант Ford Timken образца 1931 года и родоначальник советских грузовиков повышенной проходимости. О полном приводе не думали – слишком сложной на тот момент была схема со всеми ведущими колёсами для автопрома СССР.

Поэтому вездеходные качества ГАЗ-ААА обеспечили демультипликатором и парой червячных ведущих мостов, объединённых в тележку с длинноходной балансирной подвеской.

Тем самым получилось снизить давление на грунт, а попутно – поднять грузоподъёмность с заявленных для базового ГАЗ-АА полутора до двух тонн.

Главным потребителем ГАЗ-ААА логично стала Красная армия – на трёхосном шасси строили бронеавтомобили, топливозаправщики, мастерские, радио- и электростанции… Карбюраторный четырёхцилиндровый мотор на 40 (а позже и на 50) л.с. разгонял грузовик до 60 км/ч, потребляя на 100 км пути до 35 л топлива. В особо сложных условиях движения на задние колёса натягивали цепи «Оверолл». В варианте, как на фото, машину выпускали до 1942 года, когда в производство пошла упрощённая версия без передних тормозов, бампера, глушителя, с одной фарой, брезентовой крышей, шторками вместо дверей и примитивными угловатыми крыльями. Всего же до 1943 года в Горьком (сейчас Нижний Новгород) собрали 37 тысяч ГАЗ-ААА, до наших дней дожили единицы.

ЗИС-6

Перед вами – единственный в мире ЗИС-6, любовно восстановленный до ходового состояния. Машину показывают на выставке «Моторы войны» в подмосковном парке «Патриот» в базовом варианте бортового грузовика, хотя изначально этот экземпляр служил водомаслозаправщиком (ВМЗ-34) на аэродромах сначала Камчатки, а после Великой Отечественной войны – острова Шумшу Курильской гряды, где останки редчайшего автомобиля и обнаружили поисковики.

ЗИС-6
ЗИС-6

ЗИС-6 поступил в производство под занавес 1933 года, поэтому концептуально словно копирует ГАЗ-ААА: колёсная формула 6х4, балансирная подвеска задних мостов с червячными главными парами, двухступенчатая раздаточная коробка… Но поскольку столичная трёхосная машина выросла из трёхтонки ЗИС-5, то получилась крупнее газовской – приводилась в движение шестицилиндровым мотором на 73 силы и брала на борт до четырёх тонн.

ЗИС-6
ЗИС-6

В Красной армии ЗИС-6 стал основным тяжёлым грузовиком и тягачом, плюс на шасси монтировали специальные кузова, оборудование, краны. А главное, шестиколёсный вариант «Захара» выбрали первой базой для гвардейских реактивных миномётов – будущих знаменитых «Катюш». Сборку ЗИС-6 свернули в октябре 1941 года, к тому моменту завод выпустил 21 тысячу таких автомобилей.

РУС-1 «Ревень»

Двухосную трёхтонку ЗИС-5 уважительно называли «Захар», «Захар Иваныч». Он стал вторым по массовости после «Полуторки» советским грузовиком 30-40-х годов прошлого века. Производство продолжалось аж до 1958 года, а в глубоко модернизированном варианте – до 65-го. Тираж превысил полмиллиона, поэтому ЗИС-5 часто встречается на памятниках, в музеях и в частных автомобильных коллекциях. А вот спецмашин на базе «Захара» сохранилось не так много. РУС-1 «Ревень» – вообще уникальный образец.

Закрытый деревянный кузов, ощетинившийся антеннами, – примета первого советского «радиоулавливателя самолетов». Иными словами – прообраза РЛС, радиолокационной станции.

С 1939 года на Заводе имени Сталина выпустили всего около 45 таких установок.

Их использовали в Зимней войне с Финляндией, для обороны Закавказья и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной. Несколько комплексов развернули и под Москвой, но вскоре защищать столичное небо доверили более совершенным системам.

ГАЗ-64

Говоря о советском «Иван-Виллисе», обычно подразумевают ГАЗ-67 или 67Б. Машина и правда знаковая – на ней командиры Красной армии въехали в Европу, затем внедорожник широко использовали в народном хозяйстве, сделав до 1953 года без малого 100 000 штук. Вот только история культовой модели на самом деле началась не в 1943-м, а весной 41-го, когда легендарный газовский (а затем зиловский) конструктор Виталий Грачёв получил задание на разработку полноприводного автомобиля по образцу Ford Pigmy и Bantam BRC40.

Так получился ГАЗ-64. Создали его за рекордно короткий срок – 51 сутки, поскольку инженеры осмотрительно опирались на унификацию с уже существующими моделями Горьковского автозавода. Получилась проходимая, юркая и компактная (длиной чуть больше 3 метров) машина, пусть и не лишённая недостатков. К примеру, короткобазный 64-й изрядно подпрыгивал на кочках, чем заслужил меткое прозвище «козлик» – уазовский «Хантер» так называют до сих пор. Устойчивости не добавляла и узкая колея, что было особенно критично для более высоких бронеавтомобилей БА-64 на этом шасси. Проблему решили как раз в ГАЗ-67, а 64-х за два года построили в количестве порядка шести сотен. Теперь эти ранние внедорожники – коллекционная редкость.

Chevrolet K51 (G506)

Если использовать современный подход к определению национальности автомобиля, то этот Chevrolet вполне можно считать советским и украсить клеймом «Сделано в СССР». Дело в том, что из почти 50 тысяч отправленных в нашу страну по ленд-лизу американских машин серии G506 некоторая часть поступила в виде машинокомплектов – их собирали на ГАЗе.

Chevrolet K51
Chevrolet K51

А вообще траки Chevrolet G506 грузоподъёмностью 1,5 тонны неплохо прижились и в родной американской армии. За годы войны сделали порядка 150 тысяч таких автомобилей с 3,9-литровой рядной бензиновой «шестёркой» (83 л.с.), 4-ступенчатой механикой, полным приводом с понижающей передачей. Причём количество модификаций доходило до двух десятков: от бортового грузовика до перевозчика авиабомб. А на этой фотографии показан фургон K51 – такие оборудовали в том числе под передвижные радиостанции.

Dodge WС-56/57 (T214)

Так называемые «Доджи три четверти» (из-за грузоподъёмности в ¾ тонны) в разведывательно-командирском исполнении в Советский Союз по ленд-лизу либо вообще не поставляли (по одной версии) или же привезли очень малой партией (по другой). В любом случае отдельные экземпляры в Красную армию попадали, причём конкретно этот автомобиль имеет к Победе непосредственное отношение. В 1945 году маршал Жуков принимал на нём парад 82-й авиадесантной дивизии США.

Интересный момент – тогда машина была без лебёдки, такие версии обозначали WC-56. Но уже по окончании боевых действий где-то во Франции механизм самовытаскивания всё же поставили. А такие модификации носили индекс WC-57. Вот и получился эдакий гибрид с интересной биографией.