Найти тему
Торжество православия

За кого нельзя подавать записки в храме ? Протоиерей Димитрий Беженарь

Господь создал человека разумным, свободным и хочет, чтобы человек сам осознал, кто он, для чего он живет; проникся всем тем величием дара, который Бог нам даровал, – свободной волей. Но как же быть тем, у кого сердце болит, кого не может выбросить из головы – живи, как знаешь. Вот замечательная келейная, то есть домашняя молитва Оптинских старцев, о всех некрещенных, умерших без покаяния и самоубийц https://t.me/molitvaikona/4592. Молитва за усопших - как никакая другая помощь, кроме, еще исправления своей жизни, может оказать благотворное дело на душу усопшего человека. Они так рады, когда о них мы молимся, так ждут, чтобы мы не оканчивали своего полезного делания. Сила молитвы увеличивается очень значительно, если читать за усопшего Псалтырь, 17 кафизму и другие молитвы за единоумершего.

Ведь Господь не может спасти нас без нас. Но на этот вопрос очень хорошо совет дает святитель Николай Сербский в книге «Миссионерские письма». А вспоминает об этом и напоминает нам протоиерей Димитрий Беженарь.

Он вспоминает об одной матери, которой было жаль до боли в сердце, что сын ее погибал в развлечениях, смеялся над ней, даже руку поднимал, когда она просила его исправиться. Но после одного случая не стала говорить больше ничего. Она взяла еще один день поста. Как это бывает с монахами, «понедельничают». И помимо это стала еще обильнее просить за сына, подавать милостыню, со слезами молиться Богу. Не просто записочки просто передавать, а постоянно утруждать свое сердце, с болью молилась. Причем говорила она такие слова, которые не каждому это дано понять: «Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой».

Она не просила ему благ, здоровья, пожеланий стать начальником, она знала, что это только загубит его еще больше, но она просила спасения его души, в чем видела самое важное значение. Взяла на себя по благословению священника – вероятно, самого святителя Николая (Велимировича) Святитель рассказывал, что она сама говорила ему:

-2

«Я поняла, что никто под небом не может спасти его, только один Бог, и только каким-то страданием. Поэтому я и молилась о том, чтобы Он послал сыну испытание». Нам более известна подобная молитва: «Имиже веси судьбами (т.е. какими угодно путями, Ты Сам знаешь как; это я доверяю Тебе) – спаси его». То есть мать не вымаливала ему благоденствия, здоровья, победы над всеми недругами и врагами, она не желала ему стать начальником и т.д. Нет, она думала прежде всего о спасении его души и молилась Богу с полным доверием: как Тебе, Господи, угодно, так и действуй, но только спаси его. И Господь послал ее сыну болезнь, но именно этот недуг и привел его в чувство.

Потом так и произошло, она заботливо о нем ухаживала, но о вере так ничего и не говорила, пока он сам не взмолился: Мама попроси «Мама, помолись Господу, только чтобы я не умер». Она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но ты пообещай, прошу, что исправишь свою жизнь». У него на глазах слезы: «Обещаю, мама». И Бог его исцелил. Это один из примеров.

Если мы вправду по-настоящему хотим, чтобы что-то изменилось, надо только пойти на жертвы, встать на горло своей же песни не расслабляться, но вместе с тем предоставить Господу право действовать в жизни наших близких, о которых мы молимся. Да, без нас Бог не спасет нас, и насиловать никого не станет. Но мы догадываясь как и чем это его "выверт" обернется. Молимся за него – уделяем свое время, а если еще нет, но любим сильно, глубоко, то постимся – ограничивать себя в еде, в развлечениях, в каких-то атрибутах достатка, комфорта, чтобы потом подать милостыню из своих посильных сбережений. Чтобы только Господь сжалился, через нас помиловал, спас.

«Чтобы наша молитва была услышана, мы обязательно должны жертвовать чем-то», – говорил преподобный Паисий Святогорец, быть готовы понести тяготу брани своего ближнего (Гал. 6: 2). Известно же, что те бесы, которые атаковали душу того, за кого мы молимся, могут – если Господь попустит, а Он нам ничего выше наших сил не попускает, – перекинуться на нас. Но если мы живем духовной жизнью, регулярно исповедуемся, причащаемся, молимся, блюдем свою совесть, нас это не должно страшить. «Ибо Тот, Кто в вас, – говорит апостол Иоанн, – больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4). А преподобный Паисий Святогорец потом даже явился одному человеку, который, сжалившись над больной раком девочкой, взял на себя подвиг вкушать пищу через день, и то понемногу, то есть наложил на себя строжайший пост и стал молиться за нее. Когда через 20 дней он уже изнемогал, ему и явился старец Паисий и радостно возвестил: «У Светланы (так звали болящую) ничего нет». Кто-то должен молиться, брать на себя подвиги, обеты. Но, к сожалению, часто мы хотим магическим путем, не прилагая никаких усилий со своей стороны, всё вдруг заполучить да исправить всех вокруг по своему усмотрению.

-3

Поэтому очень нужно просить прощения за все, как свои грехи, так и умирающего родного человека. Молитва о прощении грехов находится здесь 👉 https://t.me/molitvaikona/4269.

Но есть и другие примеры, когда человек, за которого мы хотим молиться, явно хулит Бога и Церковь. Как же быть им, как же помочь такому человеку, не будет это ли ему или ей в осуждение. Да, на этот вопрос священник отвечают уклончиво. Это все-равно что на вопрос, как пройти в Свято-Сергиевскую Лавру, отвечают: "Иди на север от Москвы", то есть не дают четкого ориентира. Вроде бы и правильно, а общо. Если будешь двигаться в этом направлении, в Лавру, может быть, и попадешь, но точных ориентиров не дано. Как правило, на все эти стенания воцерковленных сродников священники отвечают: «Надо молиться».

Но как будет, одному Богу известно. Один из наших замечательных литургистов Иван Дмитриевский в своей книге «Догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» четко отвечает: частички, которые вынимаются за людей, символизируют самих этих людей, поэтому если человек живет по-христиански, то эта частичка подобна жертве за человека, который, по крайней мере, кается в своих грехах и по молитве Церкви получает Благодать Духа Святаго. Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же не полезно тем, кто сознательно попирает христианскую веру".

Многие святые отцы с ним полностью согласны: и преподобный Максим Исповедник с его «Мистагогией», и святитель Геннадий Константинопольский, и святитель Герман Константинопольский, и преподобный Симеон Новый Богослов, и святой праведный Николай Кавасилы, и святой праведный Иоанн Кронштадтский и пр. Они, объясняя проскомидию (то есть часть Литургии, на которой священник вынимает частички за живых и усопших), совершенно твердо, как один, говорят: "Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение, как во осуждение будет причащение и тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как учил об этом святой апостол Павел (1 Кор. 11: 28–30)".

-4

Как быть решать только вам. Но дома за них точно не оставлять молитвы. И без жертвы наша просьбы будет услышана, но не будет внемлема, так что без личных стараний и усердий, труда положенного, мало будет и итога.

А еще нельзя подавать за не крещенных, и за тех, кто ушел из жизни самовольно, кто сделал это вместо Бога, за такого тоже нельзя молиться в храме. Только если на это есть архиерейское разрешение. Но такое можно при желании получить, если рассказать все нюансы и подробности этого печального события, ведь он тоже был болен, когда так поступал, может Господь смилуется и по вашим молитвам позволит вам и вы получите ответ от архиерея положительный. Но здесь опять же нужно личное усилие и усердие души. А это не просто, но можно.

-5