Господь создал человека разумным, свободным и хочет, чтобы человек сам осознал, кто он, для чего он живет; проникся всем тем величием дара, который Бог нам даровал, – свободной волей. Но как же быть тем, у кого сердце болит, кого не может выбросить из головы – живи, как знаешь. Вот замечательная келейная, то есть домашняя молитва Оптинских старцев, о всех некрещенных, умерших без покаяния и самоубийц https://t.me/molitvaikona/4592. Молитва за усопших - как никакая другая помощь, кроме, еще исправления своей жизни, может оказать благотворное дело на душу усопшего человека. Они так рады, когда о них мы молимся, так ждут, чтобы мы не оканчивали своего полезного делания. Сила молитвы увеличивается очень значительно, если читать за усопшего Псалтырь, 17 кафизму и другие молитвы за единоумершего.
Ведь Господь не может спасти нас без нас. Но на этот вопрос очень хорошо совет дает святитель Николай Сербский в книге «Миссионерские письма». А вспоминает об этом и напоминает нам протоиерей Димитрий Беженарь.
Он вспоминает об одной матери, которой было жаль до боли в сердце, что сын ее погибал в развлечениях, смеялся над ней, даже руку поднимал, когда она просила его исправиться. Но после одного случая не стала говорить больше ничего. Она взяла еще один день поста. Как это бывает с монахами, «понедельничают». И помимо это стала еще обильнее просить за сына, подавать милостыню, со слезами молиться Богу. Не просто записочки просто передавать, а постоянно утруждать свое сердце, с болью молилась. Причем говорила она такие слова, которые не каждому это дано понять: «Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой».
Она не просила ему благ, здоровья, пожеланий стать начальником, она знала, что это только загубит его еще больше, но она просила спасения его души, в чем видела самое важное значение. Взяла на себя по благословению священника – вероятно, самого святителя Николая (Велимировича) Святитель рассказывал, что она сама говорила ему:
«Я поняла, что никто под небом не может спасти его, только один Бог, и только каким-то страданием. Поэтому я и молилась о том, чтобы Он послал сыну испытание». Нам более известна подобная молитва: «Имиже веси судьбами (т.е. какими угодно путями, Ты Сам знаешь как; это я доверяю Тебе) – спаси его». То есть мать не вымаливала ему благоденствия, здоровья, победы над всеми недругами и врагами, она не желала ему стать начальником и т.д. Нет, она думала прежде всего о спасении его души и молилась Богу с полным доверием: как Тебе, Господи, угодно, так и действуй, но только спаси его. И Господь послал ее сыну болезнь, но именно этот недуг и привел его в чувство.
Потом так и произошло, она заботливо о нем ухаживала, но о вере так ничего и не говорила, пока он сам не взмолился: Мама попроси «Мама, помолись Господу, только чтобы я не умер». Она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но ты пообещай, прошу, что исправишь свою жизнь». У него на глазах слезы: «Обещаю, мама». И Бог его исцелил. Это один из примеров.
Если мы вправду по-настоящему хотим, чтобы что-то изменилось, надо только пойти на жертвы, встать на горло своей же песни не расслабляться, но вместе с тем предоставить Господу право действовать в жизни наших близких, о которых мы молимся. Да, без нас Бог не спасет нас, и насиловать никого не станет. Но мы догадываясь как и чем это его "выверт" обернется. Молимся за него – уделяем свое время, а если еще нет, но любим сильно, глубоко, то постимся – ограничивать себя в еде, в развлечениях, в каких-то атрибутах достатка, комфорта, чтобы потом подать милостыню из своих посильных сбережений. Чтобы только Господь сжалился, через нас помиловал, спас.
«Чтобы наша молитва была услышана, мы обязательно должны жертвовать чем-то», – говорил преподобный Паисий Святогорец, быть готовы понести тяготу брани своего ближнего (Гал. 6: 2). Известно же, что те бесы, которые атаковали душу того, за кого мы молимся, могут – если Господь попустит, а Он нам ничего выше наших сил не попускает, – перекинуться на нас. Но если мы живем духовной жизнью, регулярно исповедуемся, причащаемся, молимся, блюдем свою совесть, нас это не должно страшить. «Ибо Тот, Кто в вас, – говорит апостол Иоанн, – больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4). А преподобный Паисий Святогорец потом даже явился одному человеку, который, сжалившись над больной раком девочкой, взял на себя подвиг вкушать пищу через день, и то понемногу, то есть наложил на себя строжайший пост и стал молиться за нее. Когда через 20 дней он уже изнемогал, ему и явился старец Паисий и радостно возвестил: «У Светланы (так звали болящую) ничего нет». Кто-то должен молиться, брать на себя подвиги, обеты. Но, к сожалению, часто мы хотим магическим путем, не прилагая никаких усилий со своей стороны, всё вдруг заполучить да исправить всех вокруг по своему усмотрению.
Поэтому очень нужно просить прощения за все, как свои грехи, так и умирающего родного человека. Молитва о прощении грехов находится здесь 👉 https://t.me/molitvaikona/4269.
Но есть и другие примеры, когда человек, за которого мы хотим молиться, явно хулит Бога и Церковь. Как же быть им, как же помочь такому человеку, не будет это ли ему или ей в осуждение. Да, на этот вопрос священник отвечают уклончиво. Это все-равно что на вопрос, как пройти в Свято-Сергиевскую Лавру, отвечают: "Иди на север от Москвы", то есть не дают четкого ориентира. Вроде бы и правильно, а общо. Если будешь двигаться в этом направлении, в Лавру, может быть, и попадешь, но точных ориентиров не дано. Как правило, на все эти стенания воцерковленных сродников священники отвечают: «Надо молиться».
Но как будет, одному Богу известно. Один из наших замечательных литургистов Иван Дмитриевский в своей книге «Догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» четко отвечает: частички, которые вынимаются за людей, символизируют самих этих людей, поэтому если человек живет по-христиански, то эта частичка подобна жертве за человека, который, по крайней мере, кается в своих грехах и по молитве Церкви получает Благодать Духа Святаго. Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же не полезно тем, кто сознательно попирает христианскую веру".
Многие святые отцы с ним полностью согласны: и преподобный Максим Исповедник с его «Мистагогией», и святитель Геннадий Константинопольский, и святитель Герман Константинопольский, и преподобный Симеон Новый Богослов, и святой праведный Николай Кавасилы, и святой праведный Иоанн Кронштадтский и пр. Они, объясняя проскомидию (то есть часть Литургии, на которой священник вынимает частички за живых и усопших), совершенно твердо, как один, говорят: "Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение, как во осуждение будет причащение и тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как учил об этом святой апостол Павел (1 Кор. 11: 28–30)".
Как быть решать только вам. Но дома за них точно не оставлять молитвы. И без жертвы наша просьбы будет услышана, но не будет внемлема, так что без личных стараний и усердий, труда положенного, мало будет и итога.
А еще нельзя подавать за не крещенных, и за тех, кто ушел из жизни самовольно, кто сделал это вместо Бога, за такого тоже нельзя молиться в храме. Только если на это есть архиерейское разрешение. Но такое можно при желании получить, если рассказать все нюансы и подробности этого печального события, ведь он тоже был болен, когда так поступал, может Господь смилуется и по вашим молитвам позволит вам и вы получите ответ от архиерея положительный. Но здесь опять же нужно личное усилие и усердие души. А это не просто, но можно.