В 1968 году на страницах журнала "Дошкольное воспитание" было опубликовано свыше 60-ти вопросов, связанных с педагогикой, теорией и практикой воспитания, жизнью ребенка в семье и пр. Вопросы задавали люди разных профессий: педагоги, научные работники, представители общественности, родители.
Прошли десятилетия, но эти вопросы остаются актуальными и по сей день. В 2013 году редакция журнала "Дошкольное воспитание" вновь поставила некоторые из них перед своими читателями.
Попробуем ответить на эти вечные вопросы и проблемы педагогики сегодня, в 2022-м? Я предлагаю свой вариант, а вы, конечно, думайте. Ведь каждое время и каждый человек предложит свои ответы)
Итак:
1) Требуется ли для работы в детском саду призвание? Какие качества вы считаете объективным доказательством того, что человек обладает таким призванием?
Призвание (от звать; зов – очарование, колдовство). Колдовство общения и чудо доверия ребенка взрослому.
Первое, чему учит работа с детьми – это не лгать. Как празднично и отрадно звучат слова: педагог – мое призвание. И как бесконечно далека истина, которую мы скрываем от самих себя.
Дежавю красивой легенды. Многие ли из нас воскликнули, подобно Корреджьо, «И я тоже…»?
(По легенде, итальянский живописец Кореджьо, увидев картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна», ощутил собственное призвание к искусству и воскликнул: «Anch'io son'pittore!» (итал.) – «И я тоже художник!»).
Смелость признать. Призвание, как и талант, мелькает в толпе нечасто.
Поди – измерь!
Нежность и любовь к детям, терпение и понимание, мудрость. Огонь души. Всегда, «до последнего часа» (Гёте).
Душа горит ярко …и больно. Жар не затушить, не оставить за дверьми сада.
А потому – нельзя. Не надо смешивать склонность, увлечение работой с призванием быть. В память о сгоревших. И – с благодарностью.
… Требуется ли для работы в детском саду призвание? Нет.
Мастерство? Порядочность? Совесть? Конечно.
Мастерство, поскольку суть любой работы – владение предметом. И вне оценки себя как профессионала все дальнейшие рассуждения ложны…
Совесть – так как только внутренний голос и сознание человека бесстрастно отмечают «но», невидимые постороннему глазу.
«Я люблю детей, но я устала».
«Мне нравится работа, но сейчас мои мысли с семьей».
«Я была хорошим специалистом, но не успеваю за новыми стандартами»…
Порядочность, потому что только порядочность способна удержать нас от сделки с совестью.
2) Каково ваше личное видение места игры в жизни ребенка?
Что для дошкольника игра?
Игра – радость познания и успеха.
Игра – миг единения и принятия группой.
Игра – направленный внутренний рост.
Игра – естественная форма существования здорового ребенка.
Игра – удовольствие Жить.
3) Если формирование личности зависит от воспитания, то почему в одинаковых условиях вырастают люди с разными характерами и взглядами?
Воспитание – среда, определяющая личностный фенотип.
Вот Лёшка-одуванчик беззаботно радуется похвале.
Саша-кактус насторожен. Улыбка едва коснулась кончиков сжатых губ.
Даша-георгин принимает одобрение как должное.
Каждого из них солнце поддержки заставляет тянуться и расти, а тяжесть пасмурного дня – грустно опустить головы.
Цветы по имени «дети» будут сильны и красивы или, напротив, застынут блеклым ростком. Но никакое солнце не превратит чертополох в розу.
Именно в этой непохожести кроется очевидная красота букета.
Все просто, и tabula rasa нет.
4) В чем особенности трудового воспитания городской и сельской детворы? Что в опыте этого воспитания заслуживает широкого распространения?
Труд был и остается основой нравственных качеств человека.
Сколько радости приносит дошкольникам выполнение посильных заданий! Расставить тарелки, полить цветы, убрать игрушки… Малое дело, первый успех.
Так почему же мы скупимся на похвалу? Почему разучились доверять своим детям?
«Положи, не сможешь, уронишь. Ну что копаешься? Дай, я сама».
Устои этнопедагогики забыты. Границы между городом и деревней весьма условны: «негабаритные» семьи, налаженный быт… и вроде бы нет необходимости в помощи ребенка… и нет взаимопонимания, уважения, поддержки.
Страшно, что именно любящее сердце воспитывает в детской личности черты Митрофанушек, неприспособленных и эгоистичных.
Так, желая добра, сеем зло, и пожнем, обязательно пожнем, отчаяние.
«В кого он такой?»
Вспомните о традиции совместных дел, где дочь – «мамина помощница», а сын – «уже совсем большой». Будьте терпеливы к неловкости детских рук и разбитым чашкам. Гордитесь самостоятельностью ребенка!
«Спасибо нашим дежурным!» - фраза, которую часто слышишь в детском саду.
«Спасибо, помощники!», раздается внутри дома, чьи обитатели будут счастливы.
Ведь забавное и трогательное «труд объединяет людей» - не просто реплика из детского мультфильма, но истина, выверенная годами.
5) Как воспитатель должен относиться к жалобам детей друг на друга, какими методами разрешать конфликт ребят, воспитывая коллективизм и укрепляя дисциплину? Приведите пример из практики.
Перефразируя З.Фрейда, можно сказать, что поведение воспитателя должно искать свой путь между Сциллой равнодушия («Не ябедничай», «Решайте сами») и Харибдой тотального контроля («Зови его сюда», «Я разберусь»).
И как нет универсальных ситуаций, так не существует и единого ответа: поступай так-то, и это будет правильно. Личность участников и социальная среда внесут определенные коррективы, где «то, что русскому хорошо, для немца – смерть».
Но доброжелательность, непредвзятость и умение выслушать навряд ли окажутся лишними.
Ориентиром эффективной педагогики является исходный мотив.
«Алина не дает мне карандаши!»
Жалоба привычна и понятна, но какие разные чувства движут детьми!
Ксюша хотела бы рисовать вместе с этой новой, интересной девочкой, и боится попросить об этом. Даша не выспалась и расстроена. Вот бы воспитатель прижала и погладила по голове! Артему и в самом деле нужен оранжевый карандаш.
Как осторожен должен быть воспитатель!
«Зачем ты говоришь мне это?» - и в группе трое обиженных, непонятых детей. «Алина, отдай карандаши!» - слезы девочек и мальчик, который учится получать желаемое. Всегда. Любой ценой.
Сегодня педагог улыбается Даше: «Ты хотела порисовать? А я думала, поможешь мне с книгами. Давай, подклеим?» - и сажает ребенка на колени. «Алина, ты можешь найти оранжевый карандаш? Артему нужно раскрасить солнце». «Ксюша, у нас же есть новая коробка! Возьми, и Алине предложи. Вдруг ее какого-то цвета не хватает?»
А завтра будет новый день и похожие жалобы. И снова педагог будет разной. Как и окружающие ее дети.
6) Как вы объясните детям неправильные поступки взрослых, свидетелями которых они становятся?
Подарите детям мир таким, каков он есть: с красотой и уродством, тенями и полутонами.
Старайтесь дать лучшее, но не прячьтесь за ширмой фальшивой улыбки.
Будьте честны.
Никто не знает, где и когда Аннушка разольет масло…
Однажды летом около пяти часов мы с детьми вышли на прогулку. Играли в мяч, бадминтон.
Вдоль детского сада растут кусты, поэтому что это за хриплый звук, я поняла не сразу. Шаг, еще шаг.
Аня смеется, Святослав просит принести волан. А на ветке дерева, рядом с оградой бьется в судорогах подвешенная собака.
Промолчать? Не пугать детей, которые заигрались и ничего не замечают?
До сих пор удивляюсь, как приглушенно и серьезно обращалась к хозяину: хотелось кричать. Достала телефон и набрала 02…
Ослабил петлю. Уходит. Собака прячется в кустах.
Я наконец-то вижу, что дети не играют: собрались за моей спиной.
-Наталья Юрьевна, вы почему в полицию звонили? Он что делал, а?
-Мучил животное. Но ты не бойся, теперь все хорошо.
Через пять минут Валера отвел меня в сторону. Шепотом: «Знаете, больше ее не убьют. Да?».
…Мы не можем спрятать детей от пьяных прохожих и трамвайного хамства. Но можем научить быть терпимее и добрей. Пусть из них не вырастут подобные «люди».
7) Как следует прививать ребенку уважение к старшему поколению? Что для этого должны делать семья и детский сад?
Сложно требовать от ребенка уважения, если сама семья не демонстрирует его: по отношению друг к другу, старшим…
Весь год бабушка забирала Ксению из сада, водила на кружок, покупала гостинцы. Теперь она и мать девочки в ссоре. Рвется сердце, как жалобно плачет ребенок, которому велели «не подходить к старухе». Прижимаю Ксению: «Знаешь, нарисуй рисунок. Отправим его бабушке. Почтой».
Вспомните, когда в последний раз вы уступали место в трамвае? Переводили пожилых через дорогу? Дарили ветеранам цветы? Просто обнимали родителей…
Будьте человечнее, и добро вернется сторицей. На него не поскупятся ни дети, ни внуки.
8) Как вы представляете себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране?
Я искренне надеюсь, что в систему по-прежнему будут приходить люди, любящие детей и свое дело.
Душа корабля – в капитане.
Душа сада – в детях и их педагогах.
А мы умеем не скупиться на тепло. И не стоять на месте.
9) Какие три вопроса вы бы задали читателям журнала?
- Как вы относитесь к увеличению образовательной нагрузки в детском саду (письмо, чтение, иностранный язык)? Если данные области востребованы среди родителей дошкольников, стоит ли реализовать их не только посредством дополнительных услуг. Или детство должно оставаться детством?
- Как вы относитесь к инклюзивному образованию? Может ли «особенный» ребенок находится в массовом ДОУ? Приведите пример из практики.
- Считаете ли вы дошкольное образование обязательным? Или с задачами развития дошкольника может справиться институт семьи?