Знакомство с творчеством Элтона произошло в карантинные дни. "Время, снова время" впечатлило идеей, разочаровало финалом. Больше всего понравился стиль. К "Двум братам" присматривалась долго, но, как только начала слушать (в великолепном исполнении Владимира Левашева), погрузилась в историю целиком. Слава богу и финал оказался достойным.
Впрочем, иначе и быть не могло: роман во многом создан на материалах семейного архива. Значит, эта история - дань памяти предкам.
Идея - 10
1920 год. Мюнхен. Семья ждет близнецов. Но рождается только один ребенок. Второго же Фрида и Вольфганг усыновили: в этот же момент при других родах умерла мать, а младенец выжил. Так семья и вернулась из больницы с двумя младенцами - Отто и Пауль.
"Два сына, два брата – равно желанные, равно любимые. Равные во всем.
Одинаковые.
Правда, не совсем.
Было одно отличие. Почти неважное. Для Фриды и Вольфганга абсолютно не существенное. Однако со временем оно стало вопросом жизни и смерти. Один ребенок – еврей, другой – нет".
А вместе с ними родился третий младенец - именно так Бен Элтон называет появившуюся 24 февраля 1920 года Национал-социалистическую немецкую рабочую партию.
"Он был неугомонен и криклив. Поняв, что обладает голосом и кулаками, первое он использовал лишь для плача и воплей, а второе – для потрясания в воздухе, ибо окружающий мир ему не нравился".
Сюжет - 10
Писатель развивает линии одновременно: братья растут, партия набирает популярность.
А из 1956 года один из братьев, офицер Британской армии, взявший другое имя, вспоминает о детстве, о юности, об общей влюбленности в одну девочку.
До последнего Элтон сохраняет интригу: кто же из братьев служил нацистам (да и служил ли? Уж очень искренне и уверенно Стоун заявил: "Мой брат не нацист, нацистом не был"), а кто станет Стоуном. И когда Стоун вспоминает о прошлом, он упоминает детали, каждый раз меняя имена, называя себя то Паулем, то Полем, как будто Отто не существовало. И только в середине повествования тайна имен раскрывается.
Много внимания уделено истории Германии, что вполне понятно. Вот Германия переживает трудные времена после первой мировой. Инфляция.
"Главное – не медлить. В течение дня цена кило моркови могла подскочить в пятьдесят тысяч раз, и молодой паре, обремененной детьми, хватало благоразумия не откладывать покупки на после обеда.
Вольфгангу повезло, что работа его заканчивалась всего за час-другой до открытия рынков".
Вот Германия поднимается с колен. Совершенно замечательную характеристику этим временам дает хозяин универмага, богатейший человек:
"Поскольку нынче экономика оживает, работаешь допоздна. Но в инфляцию все были посвободнее, верно?"
И - сам Вольфганг:
"Утром проснуться – вот что считалось будущим. И ближайшая кормежка. А теперь народ планирует старость. Думает о пенсии, откладывает на летний отпуск".
Роман охватывает историю нескольких десятилетий. Сложных и страшных. Но люди жили, строили семьи, влюблялись, воспитывали детей.
Интересно было читать о детских проказах братьев.
"Предубеждение к отцовой ученице вмиг испарилось, когда на первый урок Дагмар Фишер явилась с огромным шоколадным тортом. (...) Опасаясь визита богатенького чада, мальчишки всерьез прикидывали расположение миски с водой над дверью, но бесстыдно растаяли от благодарности. Смешанной с благоговением. Ей-богу, девочка, владеющая таким тортом, – полноправная королева или, самое малое, принцесса.
– Можно кусочек? – робко спросили братья.
– Берите весь, – ответила Дагмар. – Папин опыт учит, что перед тортом не устоят даже самые отпетые хулиганы.
– Похоже, твой папа коварен и бесстрашно честен, – сказал Вольфганг, готовя тарелки и нож".
Любовная линия вовсе не напоминает любовный треугольник. Еще подростками подравшись из-за Дагмар, они решили, что оба ее любят, оба достойны, значит, ей и выбирать.
Это лучшая книга из тех, что читала в последние годы, о нацистском произволе. Элтон психологически точно показывает оголтелую агрессию, которая с годами становится все жестче. Сначала толпа наблюдает за издевательствами над евреями, когда штурмовики заставили Фишеров вылизывать мостовую перед их универмагом. А потом эта толпа с остервенением грабит и убивает евреев во время погромов.
Два брата, которые на самом деле совсем не братья, росли вместе, делили одну комнату на двоих, дружили с одной девочкой - дочерью помощницы по хозяйству, полюбили тоже одну девочку - дочь владельца универмага. И вдруг оказываются РАЗНЫМИ. То, чему в семье даже не придавали значения - кровь, разбивает семью, лишает Отто и родителей, и брата.
"– Паули?
– Что?
– Ты думал о том, каким он был бы?
– Кто?
– Он. Твой близнец. Настоящий. Тот, который с тобой был в маме, но умер. Если б он был жив, а меня бы не было. Какой он был бы?
– Конечно, не задумывался, – прошептал Пауль. – Зачем мне? Я знаю, каким он был бы. В точности как ты. Потому что он – это ты и есть".
Пожалуй, главная идея - показать, что любая абсолютная власть развращает, поэтому солдаты-победители показаны ничуть не лучше солдат-нацистов.
Любое авторитарное государство сначала борется с собственным народом, потом стремится к мировому господству.
Поэтому и силен финал романа, который ставит точку и в любовной линии, и в исторической.
Герои - 10
Каждый из героев полноцен, внимание уделено даже второстепенным персонажам, которые тоже раскрыты психологически точно, как, например, художник Карлсруэн, непорядочный, порочный человек.
Лучший характер, созданный Элтоном, - Дагмар. Она средоточие жизни двух братьев, их единственный смысл жизни, большую часть книги мы воспринимаем ее так же, как сами братья, однако все равно писатель оставляет нам подсказки - то, что позволяет присматриваться к ней.
Стиль - 10
Элтоне все подвластно. Страшная атмосфера нацизма.
"Убийства? Массовые убийства? Конечно, нет. Невозможно. Никто на это не способен. Никто. И уж всех меньше потомки Баха, Бетховена, Гете, Шиллера, Моцарта, Бисмарка, Гутенберга и Лютера. Уничтожить всех евреев. Всех? Невозможно. И тем не менее… Может быть, это не планировалось. Может быть, нацисты сами не понимали, к чему все идет. Но в Польше Пауль своими глазами увидел, куда дует дьявольский ветер. Он увидел, что делает внезапная абсолютная власть с людьми в черном — да и в мышастом. Сверхчеловеки творили что хотели. А хотели они, похоже, убивать беззащитных".
Нежная сыновья привязанность к матери.
"Любимая мама. До конца отважная.
Жила и умерла маяком доброты в больном и страшном мире".
Общий балл - 40
Что сильнее убивает в человеке человечность - война, страх или любовь? Вот вопрос, который ставит Элтон перед читателем. И еще один: на что способен человек ради выживания. Именно что выживания, вряд ли после всех "жертв" подобное можно назвать жизнью.
"До чего прекрасен мир! - сказала Зильке. - Ага, - поддержал Отто. - Только люди в нем ни к черту".