СЫН ДАВИДОВ (2 Царств 7:12)
Около 1000 г. до н.э. Давид, царь Израиля, захотел построить постоянный храм - дом Господень. В ответ Бог сообщил Давиду о Своем плане построить дом Давиду (2 Цар. 7:11). Дом этот будет не из камня и дерева, а из потомства Давидова. Это будет дом-семья, ведущая свое происхождение от его семени. Бог прямо сказал о Соломоне, сыне Давида:
«Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих... И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (2 Цар. 7:13, 14, 16).
Однако косвенно Бог возвестил Давиду о “доме раба твоего вдаль” (2 Цар. 7:19). Пророчество и обетование простиралось далеко за пределы жизни Соломона.
Божье обетование было облечено в форму клятвы: “Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною” (Пс. 88:36, 37). “Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем»” (Пс. 131:11). Несмотря на то, что цари, правители и народы будут препятствовать сыну Давида (Пс. 2:1-3), Бог был полон решимости исполнить свою клятву. Псалмопевец предсказал слова Господа: “Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею” (Пс. 2:6). Псалмопевец также предсказал, что Бог скажет наследнику Давида: “Ты, Сын Мой, Я ныне родил Тебя” (Пс. 2:7).
Дух Святой позволил Давиду произнести удивительные предсказания о своем наследнике, которого он назвал “Господином моим” (Пс. 109:1). Достаточно необычно, чтобы отец покорил себя под господство, власть своего собственного отпрыска, и все же Давид ясно предсказывает свое подчиненное положение по отношению к своему сыну. Давид также предвидит, что местом правления его наследника будет не земной Иерусалим, а десница Божья (Пс. 109:1). Самым замечательным является предсказание Давида о том, что его сын станет царем и священником одновременно: “Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (Пс. 109:4; см. Зах. 6:13). Давид не был и не мог быть священником; трон его не располагался одесную Бога на небесах. Этими словами Давид признавал превосходство своего сына.
Давид также говорил о том, чей трон будет вечным (Пс. 44:7), и называл его Богом. Как могли такие дерзкие пророчества когда-либо исполниться? Сын Давида воссядет на вечный престол. Он будет собственным Господом Давида, Он будет сидеть одесную Бога, Он будет священником на Своем престоле, и Он будет Богом!
Спустя 200 лет после смерти Давида Осия заглянул в будущее и сказал, что в последние дни дети Израиля будут искать Бога “и Давида, царя своего” (Ос. 3:5). По всей вероятности, Осия имел в виду не лично умершего царя, а одного из его потомков, который по праву мог называться “Давидом”.
Грядущий наследник Давида, согласно пророку Исаии, жившему в VIII веке до н.э., превзойдет своего знаменитого отца. Он будет обладателем благородных титулов как восседающий “на престоле Давида и над всем царством”. Его назовут Чудным Советником, Богом крепким, Отцом вечности, Князем мира (Ис. 9:6, 7). Была предсказана и форма управления: “И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, Судья, ищущий правды и стремящийся к правосудию” (Ис. 16:5).
Бог пообещал дать Ему всю власть: “И ключи дома Давида вложу на рамена Его; отворит Он и никто не запрет; запрет Он и никто не отворит” (Ис. 22:22). Исаия писал, что через этого наследника люди будут приглашены принять участие в Божьем вечном завете, описанном как “неизменные милости, обещанные Давиду” (Ис. 55:3). Бог также, спустя 400 лет после смерти Давида, использовал Иеремию, чтобы подтвердить и заверить неизменное обетование о небесах (Иер. 33:20, 21).
В то время как еврейский народ находился в плену у Вавилона, через пять столетий после смерти Давида, Бог вновь подтвердил обещание, данное Давиду: “И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида... И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них” (Иез. 34:23, 24). Как и в пророчестве Осии, Бог говорил через Иезекииля о наследнике Давида так, будто он был самим Давидом. Позже Бог еще раз провозгласил Свое обетование: “А раб Мой Давид будет царем над ними... и раб Мой Давид будет князем у них вечно” (Иез. 37:24, 25).
Исполнение этих удивительных пророчеств “вдаль” (2 Цар. 7:19) относительно Божьего наследника Давида началось после того, как Давид пролежал в гробнице почти 1000 лет. Ангел Гавриил, явившийся испуганной назаретянке по имени Мария, возвестил ей, что она родит сына. Он уверил ее в том, что “Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его” (Лк. 1:32). Слова Гавриила содержали весть о том, что Бог вскоре исполнит Свое обещание, данное давным-давно: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном” (2 Цар. 7:14). Он сказал Марии: “и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк. 1:35).
Иудеи видели в Христе только физического сына Давида, но никак не Господа вселенной. Однако им нечего было сказать, когда Иисус указал на то, что сам Давид предсказал, что его сын будет его Господом (Мф. 22:41-46).
Иисус совершил то, что ни Давиду, ни кому другому было совершить не под силу: Он воскрес “из мертвых, так что Он уже не обратится в тление” (Деян. 13:34). После этого Он был готов получить “милости, обещанные Давиду” (Деян. 13:34), как и предрекал Исаия за восемь столетий до этого (Ис. 55:3). Верное благословение, обещанное Давиду, о том, что на престоле Давида навеки будет наследник (2 Цар. 7:12-14), удивительным образом исполнилось в Преемнике, который никогда уже не умрет.
Воскресение Иисуса было настолько важным в планах Бога, что Он указал на него, предсказав: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс. 2:7; см. Деян. 13:33; Рим. 1:4). В буквальном смысле Иисус был назван Сыном Бога за 33 года до Своего воскресения (Лк. 1:35). В переносном смысле, однако, Он стал Сыном Божьим в день Своего воскресения (Деян. 13:33).
Через пятьдесят дней после воскресения Иисус занял Свое место одесную Бога на духовном престоле Давида на небесах (Деян. 2:29-31). Этим исполнилось несколько предсказаний: Пс. 2:6; 131:11; 88:35-38; Ис. 9:6, 7; 16:5; Ос. 3:5; Иер. 33:20, 21; Иез. 34:23, 24; 37:24, 25. То же самое пророчество, которое один раз исполнилось в воскресении (“Я ныне родил Тебя”; Пс. 2:7), было также исполнено в коронации Иисуса в день Пятидесятницы (Евр. 1:1-5). В тот день Он сел одесную Бога, заняв главенствующее место и приняв всю власть (Деян. 2:34; Евр. 1:3) во исполнение псалма 109:1. Ключ дома Давидова (Ис. 22:22), как и предсказывалось, был отдан Иисусу (Отк. 3:7). Небесный Отец назвал Иисуса Богом (Пс. 44:7; Евр. 1:8, 9).
Кроме того, в тот день, когда Иисус был коронован Царем, Он также принял статус первосвященника (Евр. 5:5). И это тоже было предсказано (Пс. 109:4). Неслыханные и незабываемые предсказания исполнились в точности! Сын Давида навсегда попрал смерть, был назван Сыном Божьим, стал Господом Давида и воссел одесную Бога, приняв всю власть, став первосвященником на небесах, где Его приветствовали возгласом “Боже”!
Оглядываясь назад, мы видим, что в пророчество о “сыне Давида” вошли многие пророчества. Обетованный будет от семени Давида (2 Цар. 7:12), Давидом (Ос. 3:5), Господом Давида (Пс. 109:1), Пастырем (Иез. 37:24, 25), Священником (Пс. 109:4), Чудным Советником (Ис. 9:6), Богом крепким (Ис. 9:6), Отцом вечности (Ис. 9:6), Князем мира (Ис. 9:6), Сыном Божьим (2 Цар. 7:14) и Богом (Пс. 44:7). У Него будут престол Давидов (Пс. 88:36, 37), ключ дома Давидова (Ис. 22:22) и неизменные милости, обещанные Давиду (Ис. 55:3).
РОДОМ ИЗ ВИФЛЕЕМА (Михей 5:2)
В VIII веке до н.э. было слово Господне Михею Морасфитину. Среди прочих предсказаний, Господь указал на незначительную деревушку и предопределил ей стать знаменитой: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (Мих. 5:2).
Спустя более 700 лет муж с женой (которая была девой и в то же время беременной) совершили путешествие из Назарета в город Вифлеем, и в том городе она родила сына-первенца. После этого ведомые звездой мудрецы стали расспрашивать о рожденном Царе Иудейском. Царь Ирод Великий встревожился, не является ли Царь, которого они разыскивают, обещанным Христом. Очевидно, он знал, что место рождения Христа было предсказано, однако в свое время пропустил мимо ушей, какой именно город указывался в пророчестве. “Если я буду знать в точности, где надлежало родиться Христу, то смогу найти этого соперника-царя и устранить его”, - подумал он. “И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?” (Мф. 2:4). Читавшие Ветхий завет внимательно отвечали: “В Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка” (Мф. 2:5).
Спустя годы происходит другое событие, подтверждающее, что у иудеев не было сомнений в названии города рождения Христа. Они размышляли так: “Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?” (Ин. 7:42).
ВЫЗВАН ИЗ ЕГИПТА (Осия 11:1)
На трехмиллионный народ Израиля Бог смотрел собирательно как на одного человека, ставя его во взаимоотношения сына к Отцу: “Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой...” (Исх. 4:22). Сын этот был горячо любим, и его тяжелое положение в египетском рабстве заставляло Отца страдать и печалиться. И Отец, в Своей доброте, послал сыну облегчение. Крепкой рукой Бог, поставив вождем Моисея, избавил Своего сына от бесчеловечной эксплуатации фараоном. “Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего” (Ос. 11:1). Юный народ, названный сыном Божьим, вышел из Египта и направился в землю Израильскую, или Палестину.
Около 750 года до н.э. Бог вдохновил Осию написать, что Он возлюбил Израиль и вызвал Своего сына из Египта. Он одновременно вспоминал прошлое и предсказывал; Он оглядывался назад и в то же время смотрел вперед. Он обращал Свой взор на 750 лет назад, ко времени, когда сын Божий (впоследствии названный израильским народом) покинул Египет и отправился в Палестину. И Он устремлял Свой взор вперед на 750 лет к другому Сыну Божьему, единородному от Бога, который тоже оставит землю Египетскую и отправится в Палестину, землю Израиля. Оглядываясь назад, Он видел Израиль юным народом, ребенком. Смотря вперед, Он видел Иисуса, для которого Израиль был прототипом и который также, будучи ребенком, должен был выйти из Египта. Он возвращался к тому времени, когда нечестивый царь, фараон, притеснял сына Божьего. И Он видел в будущем тот день, когда другой нечестивый царь, Ирод, будет искать убить Сына Божьего.
Вспоминая о прошлом Израиля, Бог, водя рукой Осии, также передавал весть о будущем. Содержание ее раскрыто в Мф. 2:19-21:
«По смерти же Ирода, - се, ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и матерь Его и пришел в землю Израилеву».
Повиновавшись ангелу, Иосиф стал Божьим орудием, исполнившим предсказанное в Ос. 11:1. Матфей записал: “Да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего»” (Мф. 2:15).
Таким образом, Ос. 11:1 является еще одним замечательным ветхозаветным высказыванием с определенным значением для Ветхого Завета и с еще большей значимостью для Завета Нового.
ПРОДАН ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ (Захария 11:12)
Согласно пророку VI века до н.э. Захарии, негодный пастух, вступивший в заговор с врагами израильского народа, собирается получить свою плату за кровь: “Если угодно вам, то дайте мне плату мою, если же нет, - не давайте” (Зах. 11:12). Таково толкование X. Маккорда. Здесь следует учитывать, что местоимения в Зах. 11:8, 10, 12 (Моя, Меня, Мой, Мне) в некоторых переводах напечатаны с маленькой буквы. Существуют и другие толкования, например, что речь идет не о заговорщике, а о самом Захарии, которого Бог поставил пасти Свой народ вместо негодных пастухов (религиозных вождей народа). Поскольку в этом случае Захария выступает от имени Бога, то этим объясняется употребление в Библиях местоимений, написанных с большой буквы. Пророк предсказал, что друзья заговорщика согласятся с его условиями, и вложил следующие слова в уста предателя: “И они отвесят в уплату мне тридцать сребреников” (Зах. 11:12). 30 сребреников составляли цену раба (Исх. 21:32).
Удивительно как исполнилось пророчество Захарии спустя 500 лет: “Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников” (Мф. 26:14, 15).
ОСТАВЛЕН БОГОМ (Псалом 21:2)
Неоднократно Давид, преследуемый Саулом или Авессаломом, был вынужден скрываться то в пещере, то в лесу. Когда такое происходило, он мог думать, что Бог оставил его без Своей помощи. В роковые минуты, когда оставался “один только шаг между мною и смертью” (1 Цар. 20:3), Давиду было вполне естественно воскликнуть: “Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?” (Пс. 21:2). Бог не покинул его, ибо Бог, не знающий ни лжи, ни лицеприятия, пообещал: “Я не отступлю от Тебя и не оставлю Тебя” (Иис. Н. 1:5; см. Евр. 13:5). Тем не менее, по-человечески, Давид чувствовал себя покинутым Богом, и его мольба понятна.
Спустя тысячу лет сын Давида, распятый врагами на кресте, воскликнул громким голосом: “Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?” (Мф. 27:46). Солнечный свет оставил Иисуса с полудня до трех часов дня, ученики Его разбежались, а Бог отвернулся от Него. В случае с Давидом Бог на самом деле не оставил его: так только казалось напуганному и обеспокоенному царю. В случае с Иисусом Бог действительно оставил Его: на протяжении часов распятия Иисус стал воплощением греха, Он сделался “для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21). Поскольку чистым очам Бога не свойственно глядеть на злодеяния (Авв. 1:13), Ему пришлось отвести их в сторону. Иисус осознал, что впервые за всю историю Его существования Его Отец отвернулся от Него.
Помимо этого, закон гласит: “Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве” (Втор. 21:23). Отсюда “проклят всяк, висящий на древе” (Гал. З:1З). Иисус был проклят за нас.
Он уж никак не заслужил такого обращения с Собой. Народ, который должен бы был понести это наказание, избежал его (Ис. 53:8), так как Бог “возложил на Него грехи всех нас” (Ис. 53:6). В более счастливые дни Своей жизни Иисус гордился тем, что “Отец не оставил Меня” (Ин. 8:29). Он радовался Своей уверенности: “Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня” (Ин. 11:42). Однако Бог не услышал Его на кресте; там Бог оставил Его одного, совсем одного! Иисус ощущал это одиночество!
Иисус знал, что для того, чтобы спасти мир, Он должен был понести на Себе грех и что при этом Он должен быть оставлен Богом. Почему же тогда Он возопил громким голосом, как если бы не понимал отсутствие Своего Отца рядом с Ним? Возможно, в этой жизни нам не дано это знать. Быть может, в глубокой агонии была человеческая природа Иисуса.
УМЕР И ВОСКРЕС (Псалом 15:10)
Псалом 15:10 представляется предсказанием о будущем в чистом виде и имеет смысл только в связи с Иисусом: “Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление” (Пс. 15:10). В этом конкретном пророчестве Давид писал не о себе. После того как он умер, ”Давид... приложился к отцам своим, и увидел тление” (Деян. 13:36). Спустя тысячу лет Петр ссылался на закрытую гробницу Давида: “Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня” (Деян. 2:29).
Будучи пророком (Деян. 2:30), Давид мог предвидеть (Деян. 2:31). Когда он писал Псалом 15:10, он говорил “о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил” (Деян. 2:31, 32), и “Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления” (Деян. 13:37).