Большинству собачьих матерей повезло: наши жар-псицы — ласковые интеллигентные барышни и никогда не позволят себе ни зарычать на мать хозяйку, ни, тем более, исполнить настоящий кусь с кишками и кровью. Но у псиц бывают неудачные дни или темное прошлое. И вот они уже грубят родителям или начинают применять физическое насилие.
Наша естественная реакция на такое — выкрикнуть что-то вроде «Фу» или «Нельзя», наругать непокорную, а то и наказать игнором или поставить в угол. С детьми это обычно работает. Скажешь «Фу» младенцу, и он мгновенно выплевывает мамкино ухо в тарелку с кашей. Вот только причины, по которым младенцы грубят матерям, чаще всего иные, чем у собак. Да и человечья речь детям худо-бедно доступна, а животным нет.
Псы огрызаются и рычат на хозяев не потому, что они такие никудышные псы и забыли, кто тут альфа. Родительский авторитет собаки не ставят под сомнение, даже кусая их в плечо.
Подобная агрессия в большинстве случаев порождена страхом. Простой пример: решили вы постричь животному волосы на ладошках. А он возьми, да оскалься — на ножницы, на вас и даже на кота, который проходил мимо.
Первое, что надо помнить в такой ситуации: это не хамство, а страх того, что вы сделаете больно, отрежете ладошки вместе с шерстью и вообще всю собаку испортите. Псина как бы говорит вам: уходи прочь, моя жизнь в опасности, и я буду защищать ее даже ценой твоих пальцев. Если вы начинаете за это наказывать, песьи ожидания как бы оправдываются — она вас предупредила, а вы разозлились еще больше. Ну точно собачья смерть пришла.
И чем сильнее наказание за агрессию, тем сильнее собака будет ее проявлять. Этот порочный круг может закончиться в травматологии, если не разорвать его вовремя.
Но как разрывать, если стричь ладошки в любом случае надо, да и не хочется идти у псины на поводу, бросая дела при первом же несмелом оскале? Нужно собаке показать, что вы с ножницами безопасны, что вы понимаете выражение страха по-песьи и что не собираетесь ее прямо тут расчленять.
Если речь идет о стрижке или расчесывании, хорошо бы постепенно приучить собаку к процедуре. Вот показали ей свой тесак, дали кусок вкусноты за то, что понюхала, нахвалили. Вот притронулись к песьей руке, снова кусок и доброе слово. И так далее — медленно, нудно, но эффективно. Конечно, в какой-то момент вы зайдете дальше, чем комфортно собаке, и она прокричит: «Хватит!»
Не нужно резко убирать руку от рычащей собачьей головы. Этим вы поощрите такую реакцию. Пес поймет, что от него отстают, как только он начинает грубить, и решит, что это отличное средство — почему бы не пользоваться им чаще и интенсивнее. Тогда не за горами и первый кусь.
Вам следует показать собачьи сигналы примирения: замереть именно в той позе, в которой вы услышали рык, отвести взгляд от зверя и дождаться, пока он замолчит. Как только собака затихла, нужно похвалить молчащую псицу, спокойно убрать руку, дать кусочек ваших лучших сушеных легких и продолжить по той же схеме. Собаки — чуваки понятливые. Они быстро сообразят, что их возражения принимают во внимание, оценят вашу деликатность и в какой-то момент пересмотрят тактику защиты.
Такое упражнение подойдет для всех ситуаций с песьей агрессией к хозяевам. Даже если вы столкнулись с ней в первый раз. Главное — помнить, что наказание в таких случаях — это самое стремное, что можно придумать. Собаке в такие моменты нужны не разборки в духе «кто авторитетнее рычит», а понимание, что обижать ее тут никто не собирается. И что все отстают от несчастной псицы, как только она перестает хамить.
Кстати, что касается первого раза и вообще всех ситуаций, когда агрессия возникает будто бы на ровном месте. Иногда это происходит, потому что у пса что-то заболело. Например, он вдруг стал строить вам страшные рожи во время мытья лап, хотя раньше мылся, как боженька. Сводите грубияна к доктору, пусть доктор исключит болевой синдром. Внезапно возникшие неприятные ощущения в какой-нибудь части тела могут пугать собаку до агрессии.
Photo by Michael Myers on Unsplash, обработал Ренат Муртаев