Более миллиона нарушений на обувном рынке России выявили только в апреле текущего года благодаря работе электронной системы маркировки «Честный знак». Речь идет о товарах на общую сумму 2,5 млрд рублей. Как работает «Честный знак» и насколько эффективна на самом деле эта система, читайте в нашем материале.
Нарушители есть, но они в меньшинстве
По информации Центра развития перспективных технологий (оператора «Честного знака»), торговать обувными товарами с нарушениями пытались около 12 400 компаний — это 13% от общего числа торговцев обуви в стране.
Основная масса нарушений была связана с неправильно оформленными или вообще недействительными сертификатами соответствия. Кроме того, покупателям нередко пытались продать контрафактную обувь. Лидирует в этом плане Москва — 455 тысяч нарушений. На втором месте Подмосковье — 94 тысячи. Все данные о нарушителях ЦРПТ передал в соответствующие органы контроля, и там уже будут решать, стоит ли заводить дела. Но если дойдет до административных протоколов, сумма штрафов может составить 1 млрд рублей.
За первый квартал 2022 года ЦРПТ насчитал нарушений на 5,8 млрд рублей, допущенных 17% компаний. Выявить оперативно такой большой объем было бы невозможно без глобальной автоматизированной системы контроля. «Честный знак» — именно такая система. Как она работает?
Мгновенный контроль
Для каждого товара, выпускаемого производителем, генерируется индивидуальный код. Он уникален и защищен криптошифрованием. Затем он преобразуется в штрих-код стандарта DataMatrix (внешне похож на QR-коды) и наносится на товар. Дальше этот штрих-код сканируется на каждом этапе логистической цепочки: при транспортировке, загрузке на склад, выгрузке со склада, по прибытии в магазин и, наконец, на кассе. Система в реальном времени отслеживает движение товара: куда его отвезли, где, в каких условиях и как долго он хранился. Особенно важно это для продуктов и лекарств. Когда товар продан, код становится неактивным. Если код «Честного знака» не соответствует стандартному штрих-коду на товаре, продажа блокируется.
Проверить товар может и сам покупатель. Достаточно скачать приложение системы на смартфон и отсканировать код, сразу получив всю информацию: где и когда произведено, внешний вид, сертификаты, места хранения и так далее.
Таким образом, «Честный знак» борется с возможными махинациями продавцов: попытками подменить товар, продать контрафакт или неликвид, причем делает это моментально.
Амбициозный IT-проект SFERA скоро откроет свои ресурсы для всех пользователей. Пока разработчики налаживают все компоненты системы, открыт сбор заявок на регистрацию. Кто хочет узнать о проекте больше, переходите по ссылке.
«Честный знак» для честного рынка
Эффект от введения системы стал очевиден еще в 2018 году. За 2 года до этого правительство в качестве эксперимента ввело обязательную маркировку меховых изделий. Тогда доля незаконного оборота в этом сегменте рынка была очень велика. А к декабрю 2018-го, по данным ЦРПТ, она сократилась практически до нуля. Одновременно объем товаров из пушнины на рынке подскочил в 13 раз, а розничные продажи выросли всемеро.
Эксперимент признали удачным, и на сегодняшний день обязательной маркировки требуют табак и алкоголь, лекарства, бутилированная вода и молочная продукция, обувь и товары легкой промышленности, шубы, парфюмерия, шины и покрышки, фотоаппараты и вспышки к ним. А с 2024 года маркировка должна стать повсеместной.
Тем не менее, у системы «Честный знак» по-прежнему много критиков, особенно в медиапространстве. Как вы считаете, насколько обоснованны их претензии и почему систему в некоторых кругах воспринимают в штыки?
Автор:
Алексей Васильев
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #производство #промышленность #Россия #экономика