Для правильного применения аскетизма полезно понять принцип его работы. Важно разбираться какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо.
Аскеза — это осознанное, добровольное и контролируемое принятие дискомфорта. Это уникальные усилия, которые мы кладём на алтарь самосовершенствования. Заострю акцент — на словах «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.
Йоги и буддисты выделяют 3 типа:
- аскезы тела;
- аскезы речи;
- аскезы ума.
Аскезы тела:
- временное воздержание от приёма пищи (голодовки и разгрузочные дни), питание, способствующее духовному росту (саттвичное, без интоксикаций);
- воздержание от секса;
- паломничества,
- нахождения только в благостных местах,
- чистота тела и одежды,
- простота,
- ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.
Совершая аскезы для тела, важно понимать, что цель не в том, чтобы разрушить тело и пострадать, а в том, чтобы через аскезу (трудности) научиться контролировать свои желания и чувства.
Фанатизм и садомазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я считаю это объясняется разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для ощутимого неудобства нужно что-то более изощрённое.
Например, еженедельное голодание, прежде являвшееся для меня аскезой, превратилось в приятный ритуал, утренний контрастный душ, требовавший раньше волевого усилия, стал бодрящей процедурой.
Аскезы речи:
- сатья (правдивость),
- не критиковать,
- не обсуждать,
- не злословить,
- не говорить плохо о ком-либо за спиной,
- не перебивать,
- не кричать,
- не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
- избегать споров,
- не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру.
Аскезы ума:
- контроль чувств и эмоций,
- потребление развивающего контента в сети, чтение Писаний и размышления,
- джняна-йога,
- самоанализ,
- обуздание чувств,
- усмирение гордыни,
- покаяние (раскаяние),
- почтительное отношение к людям и всем живым объектам.
Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные.
Хотя, это не совсем верно. То, что является вынужденной аскезой это уже «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные могут пойти во благо. Аскезы желательно совершать предписанные.
В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.
Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах:
- в страсти (раджас),
- невежестве (тамас) или
- благости (саттва).
Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ или выгоды — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для личного блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.
В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом.
Этот уникальный механизм известен как 3-ий закон Ньютона:
«Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны».
Поэтому, если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний.
Цель аскезы.
Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственной важности (ЧСВ), параллельно «просвещая» всех и вся вокруг и наблюдая за взлётом чувства важности как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче затягивая удавку кармы на своей шее.
В качестве примера приведу такую притчу:
Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
— А где же дом? Дом, где, Я спрашиваю?!
Как совершать аскезы?
Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая тапас посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручонки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).
Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется.
Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают.
Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неискренней аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. На постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы.
«Маяки» практики аскез.
- Во-первых, регулярность (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.
- Во-вторых, предложение результатов аскезы Творцу и всем его проявлениям в виде окружающих живых существ, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться по пути эволюции.
- В завершение хотелось бы добавить. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с окружающим Миром, каждое действие совершать бескорыстно и подносить результаты Творцу. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, а жизнь будет проходить в благих аскезах.
«Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» – так говорится в Ману-смрити про дхарму (XI 236)
Пусть все живые существа будут счастливы!