Найти тему
Журнал МУЗилка

Песня из подзабытого советского фильма стала «визитной карточкой» Людмилы Зыкиной

Оглавление

История песни «Течет река Волга»

Масштаб личности и объем творческого наследия великой русской певицы Людмилы Георгиевны Зыкиной настолько велики, что её невозможно ассоциировать с какой-то одной песней, и тем не менее, как и у многих других артистов, в её репертуаре была песня, которая вспоминается первым делом. Стоит назвать имя Людмилы Зыкиной, как в памяти зазвучит протяжное и задушевное:

«Издалека долго течет река Волга».

Песня известна слушателям разных поколений и неотрывна от образа и голоса Зыкиной, зарубежные СМИ даже одарили певицу негласным титулом «Мисс Волга». Однако, эта песня писалась не для её репертуара, и она была не первой исполнительницей.

В нашем календаре есть такой праздник «День Волги» и отмечается он как раз сегодня – 20 мая, по этому поводу логично вспомнить историю главного хита о великой русской реке, творение выдающихся авторов-песенников – композитора Марка Фрадкина и поэта Льва Ошанина.

Панорамный фильм про Волгу и рождение хита

Можно вспомнить немало знаковых советских песен, обязанных своим происхождением кинематографу и существенно превзошедших по уровню популярности те картины, для которых они создавались. В 1962 году режиссер Яков Сегель снимал панорамный фильм «Течет Волга», рассказывавший о старом волгаре: всю свою жизнь герой провел на берегах большой реки, сроднился с нею, 50 лет он прослужил капитаном судна «Богатырь». В фильме показан его последний рейс. Писать музыку для этого кино Сегель пригласил Марка Фрадкина. Для фильма нужна была песня, стихи было предложено написать Льву Ошанину.

Авторы песни. Слева: композитор Фракин, Марк Григорьевич (1914-1990), справа: поэт Ошанин, Лев Иванович (1912 - 1996)
Авторы песни. Слева: композитор Фракин, Марк Григорьевич (1914-1990), справа: поэт Ошанин, Лев Иванович (1912 - 1996)

Поэт – уроженец Рыбинска, он рос на волжских берегах, река вдохновляла его. В своих воспоминаниях Лев Иванович признавался, что давно задумывал написать стихотворение или песню о Волге, но не решался «соперничать» с уже существовавшими, старыми, знаменитыми песнями на эту тему.

«Очень уж боязно было после «Из-за острова на стрежень» или «Вниз по матушке по Волге» браться за перо», - признавался поэт.

Звонок от композитора Марка Фрадкина дал поэту повод обратиться к реализации вынашиваемой годами идеи и воплотить волнующую тему в стихах.

«Это было заманчиво и страшновато, но кино есть кино, в кино сроки, если дал согласие - пиши».
Из воспоминаний Л. Ошанина.

Опасения поэта-песенника были связаны не только со сложностью темы, но и с самим фактом заказа, необходимостью создать песню-иллюстрацию, с куплетами-эпизодами, которые бы дополняли и оформляли фильм, и при этом эпизоды должны сложиться в целый образ песни – так рассуждал Ошанин.

«А мне думается, что писать песню-иллюстрацию, нечто служебное для картины - неверно и глупо. И для картины важно, чтобы потом песня вышла из нее и зажила самостоятельной жизнью», - говорил поэт.

Именно так и получилось, панорамный фильм, премьера которого датируется 1 марта 1963 года, сегодня уже мало кто помнит, а песня прочно вошла в нашу жизнь и уже не воспринимается в контексте кино, хотя писалась она непосредственно по ходу съемочного процесса, в Волжских водах, в окружении речных пейзажей, на борту пассажирского теплохода «Аргунь».

Песня «Течет река Волга» - плод коллективной работы. Автор творили синхронно.

«Строка за строкой, поворот за поворотом искались вместе с Фрадкиным», - рассказывал Ошанин.

Не оставался равнодушным и режиссер, Яков Сегель, периодически вмешивался в творческий процесс. Ошанин характеризовал Якова Александровича, как человека «любящего и тонко чувствующего песню».

Лев Иванович рассказывал, что создал много черновиков, отдельные фрагменты и части песни менялись местами и редактировались в процессе коллективного обсуждения. Например, фразу «Здесь мой причал» Фрадкин сначала видел припевом, а «Издалека-долго течет река Волга», - зачином песни. При поддержке режиссера Ошанину удалось убедить соавтора построить мотив песни именно вокруг этой строчки, выражаясь современным языком, сделать её «хит-фразой».

Также Ошанин вспоминал, что в ходе споров пострадал уже готовый вариант первоначального текста. Музыкальная фраза, а соответственно и последняя строчка припева были длиннее.

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
И красит небо в синий цвет,

– так было написано у Льва Ивановича, но Фрадкину и Сегелю последняя строчка не понравилось.

После бурной дискуссии Марк Григорьевич взял и поменял музыку, сократив последнюю фразу. Пришлось менять и слова, так в тексте появилась строчка «Конца и края нет».

Поэт сначала даже обиделся, но потом признал, что и музыкальная составляющая и песня в целом стали лучше, чем в первом варианте.

Оказалось, что в рефрене все слова рифмуются – это достаточно сложный и рискованный поэтический приём. Лев Иванович признавался, что так получилось неумышленно, и он даже сам этого не заметил. На эту особенность текста песни ему уже позже указал коллега Владимир Дыховичный, положительно отозвавшийся о произведении.

Лев Иванович Ошанин не так много писал для фильмов. Написание песни «Течет Волга» он считает одним из лучших эпизодов своей творческой биографии, связанных с работой в кино.

«Я счастлив, что мне довелось написать эту песню», - заключил Ошанин.

В поисках первого исполнителя. Бернес – Трошин и …снова Бернес.

Песня «Течет река Волга» настолько сроднилась с Людмилой Зыкиной, что, слушая её, уже даже не задумываешься о том, что песня-то, между прочим, мужская. Об этом, в частности, говорит строчка «Сказала мать: бывает всё, сынок». На то, что песня изначально писалась от мужского лица, указывает в своих воспоминаниях и автор текста.

Ошанин и Фрадкин, много спорившие в процессе создания песни, сошлись в том, кто должен её исполнить. Выбор пал на тезку композитора, выдающегося «поющего актера» - Марка Бернеса. Получив предложение записать песню для кинофильма Марк Наумович сначала ответил отказом. Вокал в фильме принадлежит Владимир Трошину. Ошанин охарактеризовал это исполнение как «проникновенное и мягкое».

Примечательно то, что отказавшийся Марк Бернес, которому, как пишут, песня не очень понравилась, всё же споёт её, и вышло так, что его исполнение советский слушатель услышал раньше Трошина.

Дело в том, что ещё до выхода фильма на экраны к Сегелю обратились из программы «Доброе утро», попросив разрешение представить эту песню в радиоэфире. К тому моменту песня уже была записана Владимиром Ивановичем Трошиным. Сегель дал добро, а вот фонограмму не предоставил. Редакция «Доброго утра» привлекла всё того же Марка Бернеса, и на этот раз он согласился. Выпуск с рассказом об этой песне и исполнением Бернеса вышел в эфир в июле 1962 года. Позже Марк Наумович записал её для пластинки. С этой песней он также выступил на «Голубом огоньке» в мае 1963-го уже после премьеры фильма.

Вопрос о том, кого считать первым исполнителем песни – спорный. Трошин записал её хронологически раньше, но советская публика первым услышала Бернеса. Оба выдающихся артиста могут считаться «первопроходцами» в популяризации этой песни, у обеих версий были и есть свои почитатели.

Хит Людмилы Зыкиной

Зыкина обратилась к этой песне «по горячим следам», сразу после выхода фильма «Течет Волга», она записала эту песню в 1963 и стала петь её в концертах. По словам Льва Ошанина, для него и для его соавтора Фрадкина исполнение Зыкиной стало неожиданностью. Изначально мужскую композицию великая певица сделала «своей».

Поэт дал восторженную оценку её исполнению:

«Поет так, как будто она сама ее создала. Поет ее, как сама Волга, как сама Россия. И в песне открылись новые грани и новые стороны; выпукло обозначился тот народный русский характер, который нам хотелось передать».

Кто ещё исполнял песню?

В разные годы эту песню кто только не пел. В советское время к ней обращался, например, Юрий Богатиков.

Неоднократно она звучала из уст Иосифа Давыдовича Кобзона. В частности, именно он исполнил это произведение на концерте памяти Марка Фрадкина в 1991 году.

«Женские версии» вслед за Зыкиной представили Тамара Миансарова и Майя Кристаллинская.

Спеть эту песню вместе с главной её исполнительницей «Мисс Волгой» Людмилой Зыкиной довелось лидеру группы «Любэ» Николаю Расторгуеву.

Были и довольно неожиданные прочтения от отечественных рок-музыкантов, например, интерпретацию песни представила Олег Нестеров со своей группой «Мегаполис».

А вот лидер и вокалист группы «Пикник» Эдмунд Шклярский исполнять вокальную партию не стал, на альбоме «Три судьбы» коллектив выпустил инструментальную версию этой композиции, аранжировав в своей стилистике музыку Марка Фрадкина.

Известно, что у Людмилы Зыкиной сложились дружеские отношения с представителем более молодого музыкального поколения, продолжателем и ревнителем традиций советской эстрады в реалиях музыки девяностых, певцом Юлианом. Они даже выступали дуэтом. Исполнитель напомнил о себе в 2021 году, став участником проекта «Суперстар. Возвращение». Для выпуска, посвященного песням друзей, уже ушедших из жизни, он выбрал именно «Волгу» и спел её в память о Людмиле Георгиевне. Жюри сочло это выступление не слишком удачным. Было видно, что певец расстроился низким оценкам. Петь эту песню после Зыкиной – опасно и очень не просто, по крайней мере, он сделал это искренне.

Песня становится хитом, когда находит своего исполнителя. Зыкина и «Волга» нашли друг друга, оставив ярчайший образ в памяти поколений, что не умоляет заслуг Бернеса и Трошина, чьи голоса проложили этой песне путь к слушателю. Всех трех исполнителей и авторов этой песни уже давно нет с нами, а песня продолжает звучать и неизменно вызывает теплые чувства. Именно такие песни служат яркой иллюстрацией любви к родине, без пафоса, без громких слов, тихо, мелодично, проникновенно, глубоко.

Материал написан в информационных и развлекательных целях на базе информации открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.