Александр Андреевич Иванов прославился, благодаря картине "Явление Христа народу". Более двадцати лет он отдал этому труду.
Как все начиналось
Александр Андреевич Иванов появился на свет в 1806 году в Петербурге. Его отец (Андрей Иванович Иванов) являлся профессором Академии художеств. В семье Ивановых было две дочери и три сына. Александр был старшим из братьев.
Неудивительно, что имея отца художника, маленький Саша увлекся рисованием. Андрей Иванович заметив, что сын с самого раннего возраста неравнодушен к рисункам, поставил перед собой цель - сделать из отпрыска художника.
До 12 лет Саша учился дома, а в 1818 году он поступил в младший класс Императорской Академии художеств.
Симпатичный мальчик невысокого роста, коренастый, с румянцем на щеках и вьющимися волосами быстро обратил на себя внимание не только преподавателей, но и товарищей по учебе. Когда выяснилось, что Саша не просто ученик, а сын профессора Академии, то у некоторых мальчиков вспыхнуло чувство зависти. Но оно быстро сменилось симпатией и уважением.
Александр отличался необыкновенной серьезностью и трудолюбием. Он был скромен, тих и не принимал участие в мальчишеских проделках. Уже до поступления в Академию мальчик рисовал отлично. А окунувшись в учебу, он начал добиваться новых высот.
Отец до последнего влиял на художественное развитие сына. Они были очень близки и даже закончив обучение, Александр Андреевич постоянно спрашивал советов отца.
За картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару" Иванова наградили золотой медалью и дали звание художника XIV класса.
Талантливого молодого человека решили отправить за границу, дабы он там усовершенствовал свои навыки. Правда перед этим ему поручили написать новую картину по сюжету из мифологии "Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры". Преподаватели ожидали, что ученик быстро примется за работу, тем самым ускоряя свое путешествие. Но художник начал медлить.
Оказалось, что молодой человек впервые влюбился. Любовь была взаимной. Избранницей стала молоденькая дочь учителя музыки. Чувство было столь глубоким и поглощающим, что серьезный Александр задумался о женитьбе. И тут его ждали подводные камни...
Женившись, Иванов автоматически терял право на командировку. Таковы были правила учебы. Женатые воспитанники Академии за границу не отправлялись. Александр столь сильно любил, что склонялся к тому, что положит к ногам суженной свою карьеру художника и мечты о блестящем будущем. Но не только учеба была препятствием.
Отец был против брака. Когда-то по молодости, из-за женитьбы он упустил возможность командировки, и теперь не хотел чтобы сын повторил его поступок.
Кроме отца отрицательно к женитьбе художника отнеслись его друзья. Был в его кругу художник-пейзажист Рабус. Он был старше Иванова, более опытный, очень образованный и красноречивый. Когда Александр пытался окончательно принять трудное решение, Рабус приложил все силы, чтобы убедить юношу отказаться от женитьбы.
Иванов сильно переживал, но под влиянием друга, принес свою любовь в жертву на алтарь искусства.
Чем все завершилось
К исходу лета 1829 года Иванов написал требуемую картину и в мае 1830 года был отправлен Обществом поощрения художников за границу. Командировка должна была продлиться три года.
В Риме у Иванова начался новый виток жизни, так как он стал самостоятельным художником и мог без оглядки на преподавателей вырабатывать собственные взгляды на искусство.
В Италии художник усиленно работал над библейскими сюжетами. Именно там у него родилась идея о создании масштабного полотна, где Христос показывается народу. Тогда художник начал писать эскизы и этюды для будущего шедевра.
Перед воплощением своей задумки художник создал другое серьезное полотно. Так сказать, проверил реакцию зрителей... Работа называлась "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения".
Сюжет прост: Мария, увидев Христа, стремительно бросается к нему и хочет припасть к его ногам. Он поднял руку и делает запретительный жест, останавливая ее.
Картина имела оглушительный успех и в Риме и в Санкт-Петербурге. В 1836 году Иванову за эту работу дали звание академика и увеличили пенсион на два года. Счастливый Иванов был воодушевлен успехом и продолжал работу над созданием "Явление Христа народу".
В годы работы над полотном своей жизни, Иванов часто уезжал в Италию. Он писал отцу:
Какая разница — писать большую картину или маленькую! Я в отчаянии от фигуры Христа. Думаю, думаю, углубляюсь — и в наблюдение великих мастеров, и в природу — никакого не нахожу пособия. Советоваться мне не с кем, ибо постигающие точку совершенства изящных искусств хотя и имеют ее общею целью, но каждый идет к ней путем различным
Пока другие художники предавались разгульной жизни за границей, Иванов был далек от мыслей о личной жизни и развлечениях.Он ездил по итальянским городкам и делал этюды камней, скал, рек. Пытался вырисовывать для себя представление о Палестине.
Шли годы. Уже умер отец, а художник все писал и писал "Явление Христа народу". Патроны художника не понимали его и были недовольны. Они ждали обещанной картины, а ее все не было и не было. Медлительность работы художника вызывала их упреки, но это не действовало на Александра Андреевича.
В конце 1845 года студию Иванова посетил император Николай l. Художник был окрылен его вниманием и позже написал приятелю.
Он раскрыл во мне чувство, которое до его приезда я совсем не знал - чувство моей собственной значительности.
В 1847 году художник написал:
Войдем глубоко в настоящее мое положение: молодая дева, знатная происхождением соотечественница, прелестная, добрая душой, полюбила меня горячо, – простила мне недостатки и уверила меня в своем постоянстве.
Александр Андреевич был снова влюблен. Родители девушки отнеслись к нему благосклонно. Оставалось лишь сделать ей предложение. Он хотел дописать быстрее картину и получить руку любимой. Романтическое чувство придавало ему силы, он был счастлив, как никогда.
Но внезапно все разрушилось. Любимая девушка неожиданно объявила, что выходит замуж за другого. Это предательство подкосило Иванова. Он стал недоверчивым, мрачным и болезненным. В нем развилась мнительность и начались панические атаки. Часто художник подозревал, что его хотят отравить, поэтому боялся принимать пищу в незнакомых местах или у знакомых.
Работа над картиной затянулась и была завершена лишь в 1857 году.
В 1858 году Иванов вместе с картиной прибыл в Петербург. Его друзья не сообщили газетам о прибытии художника и его никто из публики не встречал на пристани.
Первым делом по приезду Иванов узнал жива ли его любимая женщина и как ее здоровье, а потом начал хлопоты о картине.
Полотно было привезено в Зимний дворец. Император дважды приезжал любоваться картиной. Он высказал живописцу свою благодарность за создание такого шедевра.
После государя и членов царской семьи, картину дали оценить публике в Академии художеств. А там уже начались насмешки над художником.
"Да это не апостолы и верующие, а просто семейство Ротшильдов"- говорили недоброжелатели. Но художник не сомневался в значительности своей работы.
После приезда Иванова в Петербург, прошло более шести недель, а стояла тишина касательно его работы. Наконец, ему сказали явиться к великой княгине Марии Николаевне и она объвила, что его картину купят за 10 тысяч рублей единовременно и две тысячи рублей ежегодной пенсии.
Художник был взбудоражен, его переполняли эмоции. Вечером он почувствовал себя дурно и упал. У него начались судороги и... все признаки холеры. Друзья художника были уверены, что он вскоре поправиться. Доктора принялись за его лечение. Вот только здоровье живописца резко ухудшалось Врачи объявили, что состояние больного безнадежное.
3 июля 1858 года Иванов скончался. Ему был 51 год.
Трагическая смерть художника поразила всех, кто был неравнодушен к искусству. 5 июля в церковь при Академии пришло много людей, чтобы отдать последнюю честь великому художнику.
Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь