Найти тему
Муслим Муслимов

Почему нужно развивать систему симуляционного обучения: обсуждаем знания молодых врачей

Симуляция – технология обучения и оценки практических навыков и знаний. Насколько эффективна эта система в медицинском образовании, мы обсудили с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры госпитальной хирургии РНИМУ им. Пирогова Залимом Балкизовым.

Фото © Муслим Муслимов
Фото © Муслим Муслимов

Хватает ли симуляционных центров в России, и насколько важно такое обучение

В нашей стране около 90 симуляционных центров в медицинских вузах Минздрава, Минобразования, Минобороны. Они нужны там, где нельзя учиться на пациентах.

Например, никто не доверит студенту-медику принимать роды. Может, возникнуть такая ситуация и тогда, когда студент посещает специальный кружок или дежурит в роддоме. Иногда пожарный лучше примет роды, чем медик после ординатуры по хирургии.

Основная масса студентов выходит из вузов без навыков, необходимых для реальной жизни. Эти умения надо отрабатывать, должна быть врачебная практика.

Современная медицина сравнима со скоростным конвейером. Раньше человека с пневмонией долго, порой не одну неделю слушали врачи и студенты. Теперь лечение интенсивное и хрипы исчезают уже на второй день. Нельзя ждать, когда появится больной, которого разрешат обследовать студентам. Это касается любых болезней, а не только редких патологий.

Даже в практике элементарных для медиков процедур есть сложности. Для людей медицина – это сфера услуг, а студенты мешают. Пациенты априори настроены на то, что ученик не сделает все качественно.

В советское время первокурсники уже делали уколы, и люди доверяли. Сегодня со студентом даже разговаривать не станут. Часто и для главных врачей они нежелательный элемент, потому что становятся дополнительным источником инфекции. В результате из вузов выпускаются студенты, которые не умеют самостоятельно что-либо делать. Поэтому симуляционному обучению нет альтернативы.

Как симуляторы применяются в аккредитации

Есть три вида аккредитации:

  1. Для выпускников специалитета — первичная.
  2. Для тех, кто окончил ординатуру и курсы первичной переподготовки.
  3. Реаккредитация.

Первые две проходят в три этапа:

  1. Тесты.
  2. Клинический экзамен демонстрация навыков в симулированных условиях.
  3. Собеседование.

А реаккредитация это лишь оценка портфолио медспециалиста и тестовый экзамен. Практические навыки действующих врачей не оцениваются. Далеко не все согласны с тем, что это правильно.

Самая популярная методика, которую стремятся освоить студенты-медики

Оказание первой помощи вызывает страх у большинства студентов. Что делать, если человек потеряет сознание? Любой медик должен знать, как действовать в такой ситуации. Даже если это первокурсник.

Навыки оказания первой медицинской помощи пытаются освоить все. Неотложная помощь при остановке сердца – это главный пункт первичной специализированной и первичной аккредитации по всем специальностям. Также базовая и сердечно-лёгочная реанимация.

Фото © Муслим Муслимов
Фото © Муслим Муслимов

Производство симуляционного оборудования

Оборудование делают по всему миру: канадская компания CAE, Laerdal в Дании, израильская Simbionix, Gaumard в США. Есть кустарное производство малыми сериями. Только 3 компании делают роботов Da Vinchi, это дорогое оборудование. Хирургические симуляторы для оториноларингологии, нейрохирургии тоже выпускаются мелкими партиями. Есть массовые – DSLR.

В России создают тренажёры для сестринского обучения и более технологичные. Наш рынок небольшой, поэтому делать специально для России экономически невыгодно.

В стране производят бюджетные продукты для массовой продажи. Либо они ориентированы на экспорт.

Международный опыт развития симуляционных центров и как это работает

Есть сообщество, которое активно поддерживает применение симуляционных технологий. Конференции европейской ассоциации SESAM собирают более 400 человек каждый год, а всемирная организация SSH привлекает ежегодно 3000 участников, мероприятия проводятся в США, там больше всего симуляционных центров. Проходят обучающие курсы, как эффективно использовать технологии. Издают книги, руководства, предлагают другие ресурсы

Единственный рецепт для профессионального роста – много работать, делать больше, чем от тебя ожидают.

Обеспечить непрерывное медицинское образование, применение симуляционных технологий одна из задач управленцев клиник. Сделать это возможно через систему здравоохранения в целом, внесение практических рекомендаций, обсуждение в профессиональном сообществе.

Национальная Ассоциация управленцев сферы здравоохранения ставит перед собой эти задачи. Ассоциация – общественная площадка для лоббирования интересов всех врачей и пациентов.

Переходите на сайт, чтобы подробнее узнать о миссии и членстве в Ассоциации.

Читайте ещё:

Почему молодые специалисты не готовы работать в здравоохранении: проблемы образования и мотивации
Муслим Муслимов16 апреля 2022