1989
"Сезон Дождя"
(рассказ)
опубликован в номере журнала "Полночное Граффити", Весна 1989 года
включён в сборник "Ночные Кошмары и Фантастические Видения"
Это же Стивен Кинг изображён на обложке, так? Если так, то художник явно не справился со своей работой.
"Сезон Дождя" - крепкая история, в которой семейная пара приезжает в сонный городишко в штате Мэн, где узнаёт, что там вот-вот начнётся случающийся раз в семь лет дождь из жаб. Всё бы ничего, но эти жабы - людоеды, размером с собаку, с острыми, как бритва, зубами. А приезжая пара должна быть принесена в жертву.
"Бегущий Человек"
(видеоигра)
выпущена компанией "Grandslam" в апреле 1989 года
Скажите мне, друзья, знали ли вы, что существует компьютерная игра по "Бегущему Человеку"? Разумеется, она основана на фильме, но да, она существует. Вот перед вами кадры из изданий для различных платформ.
Судя по всему, это файтинг, что вполне логично.
Я, наверное, это уже говорил, но я отчасти рад, что видеоигры по Кингу появляются так редко. Иначе я бы счёл необходимым отслеживать всю информацию о них, а это подразумевает большой объём работы. Если всё же появится крупный проект по Кингу, то "Бегущий Человек" - отличная идея для основы.
"Кладбище Домашних Животных"
(художественный фильм)
выпущен компанией "Парамаунт" 21 апреля 1989 года
режиссёр Мэри Ламберт, автор сценария Стивен Кинг
Было время, когда Кинг заявлял, что "Кладбище Домашних Животных" - слишком мрачный и страшный роман даже для публикации. Но несколькими годами позже он дал добро на съёмку фильма и даже написал сценарий. Времена меняются, не так ли? Мне кажется, необычайно тёплый приём, который оказали роману читатели, развеял дурные предчувствия Кинга.
Изначально режиссёром планировали назначить Джорджа Ромеро, но четыре года производственного ада привели к тому, что, когда наконец-то проекту дали зелёный свет, Ромеро был слишком сильно занят на съёмках "Обезьяньих Проделок" и студии пришлось искать другого режиссёра. И такой нашёлся в лице известного режиссёра видеоклипов Мэри Ламберт.
В результате получился фильм, который был довольно тепло принят критиками и принёс прибыль в прокате, пусть и небольшую. Многие поклонники Кинга до сих пор считают "Кладбище Домашних Животных" одной из лучших экранизаций. Я не разделяю их мнение, но у фильма определённо есть сильные стороны, включая отличную атмосферу (благодаря съёмкам в штате Мэн) и несколько по-настоящему страшных сцен.
"Домашние Роды"
(рассказ)
опубликован в сборнике "Книга Мёртвых" под редакцией Джона Скиппа и Крейга Спектора (издание в обложке вышло в июне 1989 года, ограниченное издание в переплёте - в июле)
включён в сборник "Ночные Кошмары и Фантастические Видения"
"Книга Мёртвых" была антологией, вдохновлённой фильмами Джорджа Ромеро о зомби (сам Ромеро написал яркое, хоть и короткое вступление). Редакторы Скипп и Спектор собрали команду из крепких авторов, а трое писателей, упомянутых на обложке, вообще являлись тяжеловесами.
Вот вам содержание этого сборника:
Расцвет / Blossom (1989) / Автор: Дэвид Дж. Шоу
Банкетный зал / Mess Hall (1989) // Автор: Ричард Лаймон
Пойте, вам будет легче / It Helps If You Sing (1989) // Автор: Рэмси Кэмпбелл
Домашние роды / Home Delivery // Автор: Стивен Кинг
Мокрое Дело / Wet Work // Автор: Филипп Натмен
Печальная Последняя Любовь в Проклятой Закусочной / A Sad Last Love at the Diner of the Damned // Автор: Эдвард Брайант
Тела и Головы / Bodies and Heads // Автор: Стив Расник Тем
Выбор / Choices // Автор: Глен Вейси
Хорошие Части / The Good Parts // Автор: Лес Дэниелс
Недозомби / Less than Zombie // Автор: Дуглас Винтер
Как Собачки Павлова / Like Pavlov's Dogs // автор Стивен Бойетт
Саксофон / Saxophone // Автор: Николас Ройл
На Дальнем Краю Пустыни Кадиллаков с Мёртвым Народцем / On the Far Side of the Cadillac Desert With Dead Folks // Автор: Джо Лансдейл
Распродажа Мертвецов / Dead Giveaway // Автор: Брайан Ходж
Дети Джерри Встречают Мальчика-Червя / Jerry's Kids Meet Wormboy // Автор: Дэвид Шоу
Съешь Меня / Eat Me // Автор: Роберт МакКаммон
Что касается "Домашних Родов", то это история о том, каково это - быть беременной во время зомби-апокалипсиса.
"Путеводитель по Творчеству Стивена Кинга" (The Stephen King Companion)
автор: Джордж Беам
опубликован в обложке издательством "МакМил" в сентябре 1989 года
Ах, "Путеводитель по Творчеству Стивена Кинга"! Я испытываю огромную слабость к этой книге, ставшей для меня одной из первых прочитанных книг о творчестве Стивена Кинга. Самой первой была "Искусство Тьмы" Дугласа Винтера, которая была и до сих пор остаётся великолепной; она помогла мне понять, что такое литературная критика и критическое мышление.
Книга Беама это скорее не критический анализ, а сборная солянка любопытных фактов о жизни и творчестве Стивена Кинга. Там много интересной информации, включая феноменальное интервью Стивена Кинга журналу "Плейбой", транскрипт лекции в Виргиния Бич и многое другое. Список длинный и заслуживающий подробного изучения; рано или поздно я доберусь до этой книги.
А пока позвольте мне просто сказать, что эта книга впечатлит даже современного читателя, привыкшего к тому, что абсолютно любую информацию можно найти в интернете, а уж для читателей того времени она была просто даром божьим. В 1989 году подобные справочники были необходимостью.
"Мой Милый Пони"
(рассказ)
опубликован ограниченным тиражом в виде настольной книги Музеем Американского Искусства имени Уитни 26 сентября 1989 года; позднее в издательстве Альфреда А. Кнопфа вышло массовое издание в обложке
включён в сборник "Ночные Кошмары и Фантастические Видения" в 1993 году
Это, я полагаю, фото - не моё - кнопфовского издания на фоне издания от Уитни.
Это одно из самых необычных ограниченных изданий книг Стивена Кинга, в обложке из нержавеющей стали с электронными часами. Это было сделано для того, чтобы акцентировать внимание на основной теме рассказа: времени и его быстротечности. На мой взгляд, это очень круто. Также в книге присутствовали фотографии, сделанные Барбарой Крюгер.
Сама же история взята из неоконченного романа Ричарда Бахмана о наёмном убийце, который так и называется - "Мой Милый Пони". Рассказ - это сцена, в которой убийца вспоминает разговор со своим дедом, не совсем свойственная Стивену Кингу, хотя Постоянные Читатели, возможно, скажут, что встречали подобные неторопливые рассуждения в повести "Тело", а также в романах "Оно" и "Сердца в Атлантиде"
"Тёмная Половина"
(роман)
опубликован в переплёте издательством "Викинг" 23 октября 1989 года
Некоторые источники указывают датой публикации 1 ноября, но мне попался обзор от "Киркус", в котором написано, что книга вышла 23 октября. Им видней!
"Тёмная Половина" появилась благодаря событиям, окружавшим раскрытие личности Ричарда Бахмана. Подобное случается и с главным героем романа - писателем Тэдом Бомонтом, который, по-видимому, справляется с этим не так хорошо, как сам Стивен Кинг. Да и сам "мёртвый" псевдоним воскресает и начинает убивать людей.
Большинству писателей едва ли удалось бы развить эту идею, не скатившись в глупость, а Кинг, мало того, что избежал этого, так ещё и сумел написать хороший динамичный роман. Его талант с честью выдержал это испытание.
"Пир Страха: Диалоги со Стивеном Кингом"
(под редакцией Тима Андервуда и Чака Миллера)
выпущена в переплёте издательством "Андервуд Букс" в ноябре 1989 года
Ещё одна сокровищница интервью Стивена Кинга из восьмидесятых, на сей раз составленная Андервудом и Миллером. Моя память говорит мне, что эта книга не настолько хороша, как "Голые Кости", но всё же очень неплоха.
Интервью взяты из таких источников, как "Ежедневные Новости Бангора", журналов "Сумеречная Зона", "Звездолёт", "Шайол", "Кинофантастика", "Знаменитые Монстры", "Американские Фильмы", "Рождение Звезды" и других
Массовые издания выходили в 1992 и 1993 годах, и найти их не составит труда.
"Мастер Ужасов: Разговор со Стивеном Кингом"
(телевизионная программа)
По-видимому, это телеинтервью было записано для голландского телевидения. В настоящее время его можно найти на YouTube. Общая продолжительность равняется примерно одному часу, и за это время вы увидите, как Кинг отдыхает в своём доме, приезжает на принадлежащую ему радиостанцию, поёт за рулём и так далее.
Непременно посмотрите, пока это видео не удалили с YouTube. Вы не пожалеете.
1990
"Голову Ниже" ("Head Down")
(эссе)
опубликовано в журнале "New Yorker" 16 апреля 1990 года
включено в сборник "Ночные Кошмары и Фантастические Видения" в 1993 году
"Голову Ниже" - объёмное эссе, посвященное сезону команды Детской Бейсбольной Лиги, за которую играл сын Стивена, Оуэн Кинг. Отличное нехудожественное произведение, но весьма странный выбор для включения в сборник "Ночные Кошмары и Фантастические Видения". Вероятно, Кинг очень им гордился, а если так, нельзя его в этом винить.
"Вечер у Бога" ("An Evening At God's")
(пьеса -"минутка")
не публиковалась
По-видимому, не существует фотографий, так или иначе связанных с этой пьесой, так что мы воспользуемся фотографией Кинга 1990 года из журнала "Cinefantastique", где он запечатлён на съёмках фильма "Ночная Смена".
Давайте обратимся к книге Стивена Спиньези "Потерянные Произведения Стивена Кинга" за информацией об этой диковинке.
В начале 1990 года Стивена попросили написать пьесу-минутку для благотворительного мероприятия. Ему понравилась эта идея, которую он назвал "литературным эквивалентом дудла".
В итоге Кинг написал "Вечер у Бога". Рукопись пьесы была продана на благотворительном аукционе в массачусетском театре "Ленивый Пудинг" 23 апреля 1990 года.
Далее Спиньези приводит слова Кинга из интервью тех лет, в котором он рассказывает об этой пьесе:
Бог сидит у себя дома, попивая пиво, и к нему входит Святой Пётр, он принёс какие-то бумаги на подпись. Бог смотрит комедию по телевизору, и Земля висит так, что заслоняет ему экран, и ему постоянно приходится заглядывать за неё, чтобы увидеть происходящее на экране.
Я сел и написал эту пьесу. И пока я работал, Бог, видимо, решил вставить критическое замечание: у меня сломалась печатная машинка, и я был вынужден начать работу заново.
Спиньези, которому довелось прочесть это произведение, так описывает его:
"Забавное, и в то же время очень сильное произведение, в котором Кинг ещё раз показывает своё мастерство рассказчика. Мы зачарованы тем, как осуществляется божий промысел, и шокированы беспечностью, с которой Господь позволяет своим ангелам уничтожить землю. А самый сильный момент это, вероятно, последний вопрос Бога Святому Петру: "Мой сын уже вернулся?"
Сам я прочёл "Вечер у Бога" несколько лет назад (мне прислал эту пьесу один из коллекционеров), и не нахожу её ни забавной, ни сильной. Она выглядит, как шутка, которую Кинг написал, когда у него выдалась свободная минута. Не нашёл я там и "мастерство рассказчика", Кинг просто работает на автопилоте, а большего от него в тот момент и не требовалось. Пьеса достигла своей цели, собрала деньги на какое-то благое дело, и этого довольно. Не стоит считать читателя "зачарованным божьим промыслом". Это глупо.
Рокки Вуд в своей книге "Неопубликованное и Невошедшее" пошёл в схожей глупости ещё дальше и попытался вписать "Вечер у Бога" в кинговский канон, заявив, что одна из фраз Бога напомнила ему слова Джейка Чемберса, когда Роланд позволил ему погибнуть во второй раз в романе "Стрелок".
Дерьмо не всегда пахнет розами, ребята. Иногда оно пахнет дерьмом, а иногда то, что пахнет дерьмом, таковым и является.
Это произведение не дерьмо, но уж точно не розы.
"Сказки с Тёмной Стороны"
(художественный фильм)
выпущен компанией "Парамаунт" 4 мая 1990 года
режиссёр Джон Харрисон, сценарий Майкла Макдауэлла и Джорджа Ромеро
Хотя телесериал не добился особого успеха, кто-то счёл хорошей идеей снять полнометражную версию "Сказок с Тёмной Стороны". Почему нет? Лично мне нравится.
Результат получился вполне пристойным. Фильм в некоторых аспектах связан с "Калейдоскопом Ужасов". Режиссёр "Сказок", Джон Харрисон, был автором музыки к "Калейдоскопу".
А эпизод, сценарий которого написан Ромеро ("Кот из Ада", по мотивам рассказа Стивена Кинга) изначально должен был войти в "Калейдоскоп Ужасов 2", и, возможно, именно по этой причине Том Савини как-то сказал, что "Сказки с Тёмной Стороны" это "настоящий" "Калейдоскоп Ужасов 3". Это, конечно, не так, но поскольку фильм родился из телесериала, который обязан своим появлением "Калейдоскопу Ужасов", логику Савини можно понять.
"Кот из Ада" - единственный эпизод, основанный на произведении Стивена Кинга, два других это "Номер 249" по мотивам рассказа сэра Артура Конан Дойля и "Клятва Любовника" (оригинальная история Майкла Макдауэлла). Всё три эпизода хороши, но последняя, на мой взгляд, самая лучшая.
"Противостояние"
(роман, издание без сокращений)
опубликован в переплёте издательством "Даблдей" в мае 1990 года
Один из немногих известных мне случаев публикации "режиссёрской версии" романа. В 1990 году Кинг и "Даблдей" решили исправить давнюю несправедливость - сокращение романа "Противостояние", на которое издательство заставило пойти Кинга. В 1978 году Стивен был вынужден вырезать из романа 400 страниц. Тогда "сокращённое" издание достигло лишь 13 места в списке бестселлеров "Нью-Йорк Таймс"; теперь "полное" издание поднялось на верхнюю строчку.
Не скажу, что это стало сюрпризом, но всё же заслуживает упоминания. Немного найдётся писателей, которые смогут выдать бестселлер №1 со второй попытки выпустить одну и ту же книгу.
Стоило ли переписывать этот роман? Я думаю, да. В нём появилось много нового отличного материала (и, будем честны, немного "воды"). Некоторые фрагменты и впрямь были новыми, потому что Кинг воспользовался возможностью добавить несколько культурных явлений из 1990-х годов, например, упомянул Тома Круза и Кролика Роджера. Однако большая часть романа всё равно застряла в 1970-ых. По мне в этом нет ничего плохого, и я готов приобрести эту книгу только ради появившихся в этом издании чёрно-белых иллюстраций Берни Райтсона.
Для любителей точных дат: изначально у меня были сведения, что роман был выпущен 25 апреля, хотя обзор в "Киркусе" указывает дату 5 мая. Однако 5 мая приходилось на субботу, так что я считаю эту дату маловероятной. Обзор на этот роман в "Нью-Йорк Таймс" появился 13 мая, а поскольку книги чаще всего публикуются во вторник, наиболее подходящим днём можно считать 15 мая.
И для протокола: с этой книги началось моё увлечение Кингом. Мой отец прочёл обзор, рассказал об этом романе мне, и я пошёл и купил оригинальную версию в мягкой обложке (и проглотил её в один присест). Это оказалось точкой невозврата, дальше моё увлечение становилось только сильнее.
"Четыре После Полуночи"
(сборник)
выпущен в переплёте издательством "Викинг" в сентябре 1990 года
Это сборник из четырёх повестей (по крайней мере, две из которых по объёму тянут на короткий роман). Вот эти повести:
"Лангольеры" (увлекательная, но нелогичная)
"Тайное Окно, Тайный Сад" (выдающееся произведение)
"Библиотечная Полиция" (хорошая идея в сомнительном исполнении)
"Несущий Смерть" / "Солнечный Пёс" (хорошая идея в сомнительном исполнении)
Первая половина книги, по моему мнению, значительно сильнее второй. Но что общего есть у всех четырёх повестей, так это отличная завязка: самолёт, который пролетает сквозь временной разрыв; писатель, которому угрожает некто из-за украденной идеи рассказа; монстр, охотящийся за теми, кто не сдал вовремя библиотечную книгу; и фотоаппарат, который показывает злого пса, с каждым снимком приближающегося к объективу. У каждой из этих повестей есть достоинства, но я считаю, что ни одна из них не дотягивает до лучших книг Кинга.
Стоит упомянуть, что "Лангольеры" в 1990 году были опубликованы (без сокращений) в "Книжном Обозрении Журналов Time и Life"
Повесть оказалась в отличной компании; я бы назвал её самой слабой в этой подборке, но зато она единственная, опубликованная без сокращений.
"Тёмные Мечтатели: Диалоги с Мастерами Хоррора"
(сборник интервью, взятых Стэнли Виатером)
выпущен в обложке издательством "Эйвон" в октябре 1990 года
Одного взгляда на обложку достаточно, чтобы понять, какая это убойная подборка интервью. У Кинга здесь совместное интервью со Страубом, и это делает его в два раза лучше.
Эту книгу стоит прочесть не только ради Стивена Кинга. На её страницах звучат голоса людей, ставших неотъемлемой частью жанра хоррор.
"Ночная Смена" / "Кладбищенская Смена"
(художественный фильм)
выпущен кинокомпанией "Парамаунт" 26 октября 1990 года
режиссёр Ральф С. Синглтон, сценарий Джон Эспозито
Этот фильм полон нелепостей, но мне он всё равно дорог, и я знаю, что я не единственный поклонник Стивена Кинга, любящий "Ночную Смену". У меня бывает подобное по отношению к ужастикам: они подчас настолько несуразные, что хочется обнять их и приободрить.
Фильм, разумеется, основан на рассказе Стивена Кинга начала семидесятых о гигантских крысах. Таким образом, это самая ранняя работа Кинга, получившая профессиональную киноадаптацию, хотя в некоторых сценах профессионализм съёмочной бригады может вызывать сомнения.
"Квантовый Скачок", 3 сезон 5 эпизод "Бука"
(эпизод телесериала)
вышел на канале NBC 26 октября 1990 года
режиссёр Джо Наполитано, по мотивам телепьесы Криса Руппенталя
Вы в курсе, что сегодня уже считается чуть ли не преступлением снять художественный или телевизионный фильм, связанный с творчеством Стивена Кинга и не запихнуть в него дюжину отсылок к другим персонажам писателя? Просто для того, чтобы доказать, что ты знаток и "настоящий фанат"?
Лично мне кажется, что это просто дерьмо, фанатство для дураков.
Однако были времена, когда подобное было редкостью и, как следствие, привлекало больше внимания. Вот вам пример: вышедший на Хэллоуин 1990 года эпизод сериала "Квантовый Скачок", в котором с Сэмом - 31 октября 1964 года оказавшемся в теле автора ужастиков по имени Джошуа Рей из города Ковентри, штат Мэн - начинают происходить странные и необъяснимые события. Ему не могут помочь ни Эл, ни даже суперкомпьютер Зигги.
Не буду рассказывать, чем всё закончилось, скажу лишь, что вам будет интересно, в особенности, если вам по душе сериалы начала 90-х.
Я начал смотреть "Квантовый Скачок" со второго сезона и к моменту выхода эпизода о Стивене Кинге сериал меня полностью затянул. Примерно в то же время началось и моё увлечение Кингом, так что мне было очень любопытно встретить его в полюбившемся сериале.
"Оно"
(телевизионный фильм)
вышел в эфир на канале ABC; первая часть - 18 ноября, вторая - 20 ноября 1990 года
режиссёр - Томми Ли Уоллас, сценарий - Лоренс Д. Коэн и Томми Ли Уоллас
Фильм, напугавший до чёртиков целое поколение, был на самом деле не фильмом, а телевизионным мини-сериалом из двух эпизодов.
Вы наверняка знаете этот фильм, поэтому нет смысла надолго останавливаться на нём. Скажу лишь, что изначально режиссёром планировался Джордж Ромеро, а продолжительность должна была составить от восьми до десяти часов. Но Ромеро вышел из проекта, когда сеть ABC урезало длительность.
Как бы я хотел побывать на уровне Тёмной Башни, где такой фильм и вправду был снят.
Однако и на этом уровне Башни фильм получился отменным. Я не большой поклонник мини-сериалов, но этот зашёл мне довольно неплохо, да и в целом я думаю, что не погрешу против истины, сказав, что это одна из самых популярных экранизаций романов Стивена Кинга. Второй эпизод одновременно смотрело 35 миллионов человек, а уж сколько смотрело его при повторном показе или на видеокассете и не сосчитать. Тим Карри в роли Пеннивайза признан одной из икон жанра хоррор.
"Мизери"
(художественный фильм)
выпущен кинокомпанией "Коламбия" 30 ноября 1990 года
режиссёр - Роб Райнер, сценарий - Уильям Голдман
Сначала вышло "Оно", потом был День Благодарения, а неделю спустя вышел фильм "Мизери". И если Пеннивайз в исполнении Тима Карри - один из самых известных кинозлодеев, то Энни Уилкс в исполнении Кэти Бейтс ни в чём ему не уступает, а это значит, что два монстра из фильмов по Кингу появились на экранах всего лишь в течение пары недель. Только представьте себе!
Режиссёр Роб Райнер снял свой второй - и пока что последний - фильм по книге Стивена Кинга, "Мизери". Этот фильм принёс Кэти Бейтс "Оскара". Не стоит недооценивать важность этой награды для карьеры Кинга; фильм не только получил признание критиков, не только стал успешным в коммерческом плане (он занял 19 место по сборам за 1990 год), но и получил "Оскара". Нет никаких сомнений, что всё это заставило некоторых людей пересмотреть своё отношение к творчеству Кинга. Не могу судить, принесло ли это писателю быстрые дивиденды, но с течением времени это изменение стало очень важным.
Сам по себе фильм - конфетка, в которой есть два великолепных актёра, густая атмосфера и прекрасные диалоги.
"Медведь" и "Скрёб-поскрёб"
(рассказы)
опубликованы в "Журнале Фэнтези и Научной Фантастики" в декабре 1990 года
"Медведь" - отрывок из романа "Тёмная Башня III: Бесплодные Земли"
"Скрёб-поскрёб" включён в сборник "Ночные Кошмары и Фантастические Видения" в 1993 году
Я хочу достать копию этого выпуска, потому что (1) обложка просто чумовая и (2) у меня нет рассказа "Медведь". Я предполагаю, что это сцена с Шардиком из романа "Бесплодные Земли" (который в то время ещё не был опубликован), и этот рассказ стал отличным первым взглядом на новую книгу для всех поклонником Тёмной Башни, которые выписывали "Журнал Фэнтези и Научной Фантастики", но не знаю этого наверняка.
Что касается "Скрёб-Поскрёб", то это чудной рассказ о длииинном пальце, который появился из сливного отверстия в ванне и попытался выбраться наружу к явному неудовольствию хозяина квартиры. Если спросите меня, я назову его очень забавным. Рассказ, не палец.