Вот что делал Хоакин Феникс до Джокера.
Тебя никогда здесь не было / You Were Never Really Here
2017, Линн Рэмси
За несколько лет до того, как Хоакин Феникс выиграл Оскар за главную мужскую роль в фильме "Джокер", он принял участие в арт-хаусном триллере под названием "Тебя никогда здесь не было". В картине о суровом киллере, спасающем дочку влиятельного политика из притона для педофилов. Фильм в российском прокате прошёл почти незаметно, хотя Хоакин взял за роль бывшего спецназовца Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Читая описание фильма, сложно понять, почему такое кино вообще попало в основной конкурс фестиваля, да еще и получило награды за сценарий и главную роль.
А это как раз тот случай, когда синопсис ровным счётом ничего не говорит о фильме. Картину постановщицы Линн Рэмзи ("Что-то не так с Кевином") нельзя назвать боевиком, хотя сочное мочилово и кровь тут безусловно присутствует. Это скорее психологическая драма о человеке, который зарабатывает тем, что вытаскивает детей из трудных ситуаций, может забить до смерти любого, кто встаёт у него на пути. И при этом страдает от посттравматического синдрома, видит галлюцинации и ни с кем не общается, кроме заказчиков и пожилой матери, с которой он живет.
Простейшая фабульная история, взятая за основу из литературного источника, режиссером воспринимается условно и по сути никакого значения не имеет. Экшен-сцены играют декоративную роль, противореча, в первую очередь, жанру боевиков с их романтизацией насилия, культа мужской силы и.т.д. В «Тебя никогда здесь не было» камера разными способами отстраняется и отворачивается от насилия, а если главный герой кого-то убивает на экране, то обычно он это делает очень быстро и прагматично, одним ударом строительного молотка.
Весь фокус внимания заострён на противоречивости натуры главного героя, в котором уживается бесчувственность и чувствительность. Он очень опасный чувак, выполняющий самые жёсткие задания, но при этом он внутри изъеден самим собой и еле-еле балансирует на грани полного сумасшествия и вообще грезит о самоубийстве.
Не буду расписывать остальные детали и нюансы этой арт-хаусной ленты. Безусловно, мир, в котором существует главный герой, не так прост, отчасти даже подобен ему. Тут и высокопоставленные педофилы, и флэшбеки издевательства отца над Джо, короче говоря, круговорот насилия. Тем не менее, это такой антибоевик, в котором проглядывается авторское видение глобального кризиса современной маскулинности.
Не могу с уверенностью рекомендовать этот фильм каждому, так как в нём нет чёткой сюжетной линии, множество различных меланхоличных сцен в духе типичного арт-хауса, а также смачных драк с кровью и мозгами. Да и вообще режиссёр ничего не объясняет по итогу, а только показывает. Тем не менее, эта интригующая картина с отличным музыкальным сопровождением и неожиданными операторскими решениями. А сам бородатый и накаченный Хоакин Феникс смотрится в фильме не менее убедительно и мощно, чем в нашумевшем Джокере.
7,2/10
#incinema_movie