Анализ фильма «Сядь за руль моей машины» / «Drive my car» (2022)
Я, быть может, несчастна не меньше твоего, однако же я не прихожу в отчаяние. Я терплю и буду терпеть, пока жизнь моя не окончится сама собою… Терпи и ты. (с) “Дядя Ваня”
Дисклеймер.
Я немного переделал тот инструментарий для анализа сценариев, который предоставило мне сообщество “Скандально неизвестная сценаристка”. Это мой второй анализ по данному плану, поэтому он так же будет экспериментальным, пока я не выработаю удобный для себя план анализа фильмов.
Поехали!
Сегодня у нас на рассмотрении история от японского режиссёра Рюсукэ Хамагути - художественный фильм “Сядь за руль моей машины”.
🏆 Лауреат премии "Оскар - 2022" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке";
🏆 Лауреат премии "Золотой глобус - 2022" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке";
🏆 Лауреат Британской академии (BAFTA - 2022) в номинации "Лучший фильм на иностранном языке";
🏆 Лауреат Каннского кинофестиваля - 2021 в номинации "Лучший сценарий".
В анализе данной истории будут рассмотрены:
- Эмоциональный опыт зрителя;
- Драматургия фильма;
- Смысл фильма.
Начнем с эмоций, потому что это первое, что получает зритель от просмотра истории.
Эмоции.
- саспенс, волнение, страх, тревога, напряженность;
- тайна, интрига, интерес;
- удивляют ли поворотные пункты истории?
- динамика эмоций. Нарастает ли напряжение от завязки к кульминации?
История, рассказанная на экране режиссером, представляет собой современную японскую интерпретацию пьесы А. П. Чехова “Дядя Ваня”, поэтому эмоции картина дарит приблизительно такие же. Но вместо героев Чехова, которые поставили на себе крест и “терпят” свое “несчастье” от безответной любви и не признания своих трудов, Рюсукэ Хамагути предлагает нам терпеть и смириться с утратой близких людей, а также с разочарованием в этих самых близких людях, представляя нам своих героев.
История будет близка тем, кто недавно потерял родственника или близкого человека. Она заставляет задуматься о вечном - жизни и смерти, наших близких и родных, и о том, насколько хорошо мы их знаем.
Как таковых интриги и саспенса фильм не пытается создать, но всё же есть в нем определенные поворотные события, которые удивляют. К сожалению, динамика эмоций в фильме весьма низка, и как такового напряжения на протяжении фильма не создаётся. Фильм больше походит на “ломтик жизни” - slice of life.
Если вы хотите расслабиться, практически помедитировать и подумать о вечном, то этот фильм должен вам понравиться.
Сюжет.
Действие - препятствие / Сцена - событие?
00:00:00 Юсукэ и Ото обсуждают сценарий фильма в постели
00:05:10 Юсукэ и Ото обсуждают сценарий фильма в машине
00:08:15 Юсукэ и Ото и её любовник Такацуки обсуждают спектакль Юсукэ в гримёрке
00:11:10 Юсукэ и Ото прощаются, Юсукэ должен улететь на фестиваль
00:15:35 Юсукэ застаёт свою жену с любовником - Такацуки
00:16:35 Юсукэ в разговоре с женой делает вид, что ничего не произошло
00:18:17 Юсукэ попадает в аварию, выясняется, что у него глаукома
00:20:48 Юсукэ и ОТО почитают память своей умершей дочери
00:21:40 Юсукэ и Ото обсуждают дочь и детей и свои отношения
??? 00:23:42 Юсукэ и Ото в постели вновь обсуждают сценарий фильма Ото
00:30:07 Юсукэ и Ото вновь прощаются, Ото хочет с ним поговорить вечером
00:32:00 Юсукэ репетирует Дядю Ваню Чехова. Пьеса рифмуется с его жизнью
00:33:50 Драматическая ситуация. Юсукэ возвращается домой и находит свою жену мертвой. Перед этим звучат финальные реплики “дяди Вани”.
00:35:20 Юсукэ хоронит свою жену
00:36:27 Юсукэ срывается на спектакле. Дядя Ваня вновь рифмуется с его жизнью.
00:38:40 Спустя два года. Юсукэ получает приглашение в Хиросиму поставить “Дядю Ваню”
00:44:44 Юсукэ знакомится со своим водителем - Мисаки
00:47:17 Юсукэ и Мисаки - пробная поездка. Юсукэ репетирует дядю Ваню
00:50:11 Юсукэ в номере отеля узнаёт, что в его труппе Такацуки
00:54:00 Юсукэ на прослушивании смотрит на выступление Такацуки. Не выдерживает и прерывает. Рифма с пьесой дядя Ваня
01:02:00 первая репетиция пьесы
01:05:38 Юсукэ предлагает Мисаки ждать его в машине, а не на улице
01:08:33 Такацуки приглашает Юсукэ выпить. Они разговаривают об Ото.
01:16:43 Репетиция. Юсукэ придирается к Такацуки
01:20:11 Ужин. Понимает всё без слов. Хвалить актёров.
01:30:15 поездка. Рифма с дядей Ваней. Ненависть и вражда. Мисаки рассказывает о своей маме, та её била.
01:36:41 Репетиция. Придирки к Такацуки
01:41:54 Мисаки рассказывает о смерти матери. Юсукэ рассказывает о смерти жены. рифма к пьесе.
01:49:40 Репетиция.
01:54:40 Юсукэ разговаривает с Такацуки о Чехове и пьесе
01:59:00 КРИЗИС внутреннего конфликта. Юсукэ узнаёт правду о своей жене. Такацуки избивает сталкера. “Ото свела нас с вами”. Юсукэ рассказывает о дочери. Рассказывает об Ото. Юсукэ признается Такацуки в массовых изменах Ото. “Я больше всего на свете боялся потерять её”. Сценарий Ото рифмуется с ее отношениями с мужем. Юсукэ не единственный, кому Ото рассказывала свои истории. Монолог Такацуки.
02:14:00 Юсукэ закуривает в машине и разрешает курить в машине Мисаки
02:16:18 Кризис внешнего конфликта. генеральная репетиция Такацуки арестовывают.
02:20:00 ДИЛЕММА: Либо спектакль отменят, либо Юсукэ сыграет дядю Ваню.
02:22:30 КУЛЬМИНАЦИЯ
02:27:00 Юсукэ и Мисаки признаются друг другу в своих скелетах в шкафу
02:29:30 “Вы убили мать, а я убил жену”
02:36:00 У своего старого дома Мисаки рассказывает о своей “подруге”, скрывающейся в личности матери.
02:45:40 Юсукэ играет дядю Ваню. Выступление.
02:52:58 Юсукэ отдаёт Мисаки свою машину.
- Основная и второстепенные сюжетные линии;
- Взаимосвязь сцен;
- Интересен ли сюжет в целом?
- Есть ли ощущение затянутости?
- Соответствует ли темп повествования жанру и идее?
- Какие сцены можно добавить/убрать?
- ощущение завершенности и самодостаточности рассказанной истории;
- помогают ли диалоги раскрыть характер?
- двигают ли диалоги сюжет?
- выглядят ли диалоги естественными и интересными?
Нужно отметить, что сценарий действительно достаточно хорошо написан, целостен и основная и второстепенные сюжетные линии образуют одну общую историю, которая раскрывает единую тему.
Местами фильм очень затянут, не хватает динамики, но, боюсь, это связано с режиссерским почерком и тем, как он хотел донести до нас эту историю. Сценарий и режиссура сквозят потерей, пустотой, опустошенностью, тишиной, местами каким-то остолбенением, когда персонажи просто куда-то едут или молчат. Поэтому фильм идет почти три часа и имеет такой неспешный темп повествования. Да, по сравнению с ним Бэтмен (2022), который тоже идет три часа, смотрится как безумный ураганный боевик, в стиле “Форсаж”.
Лично я бы переделал всю завязку вплоть до драматической ситуации, которая случается на отметке в 34 минуты. А также сократил или вовсе убрал некоторые сцены в кульминации, когда Юсукэ и Мисаки едут на родину Мисаки.
Также сюжетная линия с глаукомой никак не сыграла на сюжет. Сначала я подумал, что водителя ему назначат из-за глаукомы, но нашлась другая причина: театр даёт водителей всей труппе, потому что несколько лет назад один из актёров попал в аварию - сбил человека. При этом почему-то Такацуки сам водит машину. Так что некоторые вопросы к логике происходящего есть. Но в целом ощущение завершенности и самодостаточности рассказанной истории присутствует, несмотря на её некоторую затянутость и очень медленный темп повествования.
Диалоги звучат естественно и напоминают повседневную жизнь, они помогают двигать сюжет (по сути это разговорная драма), а также раскрывают характеры персонажей. В общем и целом диалоги, а также эмоциональные реакции персонажей, двигают историю вперед и раскрывают героев.
Логлайн/Замысел фильма.
- есть ли интрига, "фишка", способна ли «зацепить» рассказанная история?
- оригинальность и отличия от других фильмов
Замысел данного фильма я бы сформулировал так:
Японский театральный режиссёр теряет любимую жену, и чтобы пережить эту потерю, он должен сыграть и поставить “Дядю Ваню”, пьесу, которая рифмуется с его жизнью, а так же смириться с присутствием её любовника в труппе театра. И всё это благодаря водителю, которую назначили ему в театре.
Либо логлайн:
Японский театральный режиссёр переживает смерть любимой жены благодаря водителю, назначенному ему театром, в котором он должен поставить пьесу “Дядя Ваня”, рифмующуюся с его жизнью.
Должен признаться, история, показанная в фильме, показалась мне крайне оригинальной. Я смотрел фильм и видел, как пьеса Чехова переплетается с тем, что показывает нам Рюсукэ Хамагути. Как я писал ранее, это довольно оригинальный, современный японский взгляд на пьесу, ставшую классикой театра и кино.
Драматическая ситуация.
- цель главного героя;
- мотивация;
- альтернативный фактор;
- препятствия.
История начинается с представления нам главного героя - Юсукэ Кафуку - японского театрального режиссера, помешанного на пьесе Чехова “Дядя Ваня”. Юсукэ однажды внезапно теряет любимую жену - Ото. Та умирает от инсульта. Перед своей внезапной смертью Ото предложила Юсукэ серьезно поговорить вечером (ну вы знаете это “нам нужно серьёзно поговорить”), а ранее Юсукэ застал свою жену с любовником. И все эти события тяжким грузом легли на плечи Юсукэ.
В отличие от стандартной драматической ситуации, где главного героя настигают обстоятельства или силы антагонизма, с которыми он должен как-то бороться (цель и мотивация), иначе будет еще хуже (альтернативный фактор и препятствия), эта история нам предлагает разобраться с внутренним конфликтом главного героя, при этом как такового альтернативного фактора нет, т. к. после смерти жены проходит два года, и только тогда Юсукэ приглашают поставить “Дядю Ваню”. Но и это обстоятельство не является для него каким-то угрожающим. Да, мы видим, что Юсуке тяжело исполнять эту роль, и он сам признается в этом позже, но все это опять же на уровне внутреннего конфликта, на уровне душевных переживаний.
Подытоживая, цель главного героя: пережить смерть любимой жены. Мотивация: жить дальше, сняв груз утраты с плеч
Альтернативный фактор: если он не пересмотрит своё отношение к смерти жены, он будет всю оставшуюся жизнь переживать по этому поводу и испытывать стресс в определённых ситуациях.
Препятствия: его внутренний конфликт, о котором будет сказано ниже.
Главный герой и конфликт.
- внешний и внутренний конфликт;
- проходит ли конфликт через весь сценарий?
- находится ли главный герой в центре конфликта?
- конфликт в отдельных сценах;
- необходимость конкретных сцен в сценарии;
- философия героя;
- сопереживание;
- характер, дилеммы, трансформация и изменения характера.
“Сядь за руль моей машины” - это прежде всего хороший пример внутреннего конфликта героя. Потеря близкого человека оценивается психологами по шкале социальной адаптации Холмса - Рея на 100 баллов из 100 возможных. Это максимальная стрессовая ситуация, которая возможна в жизни человека.
И в кульминации фильма Юсукэ через диалог с Мисаки раскрывает зрителю свой внутренний конфликт:
“Меня нужно было как следует встряхнуть. Я упустил нечто искреннее и ценное. Мне было так больно, что я не хотел ничего замечать, и поэтому я делал вид, что ни о чём не знаю. Я не хотел слушать внутренний голос. И потом я потерял Ото. Навсегда. Теперь я понимаю… Я хочу её увидеть. Хочу наорать на неё, хочу ее обругать, за то, что она всё время лгала мне. Я хочу извиниться, что никогда не слушал, что был слабым. Я хочу чтобы она вернулась, чтобы была жива, всего раз поговорить с ней. Я хочу увидеть её, но это невозможно. Ничего не вернуть. Я ничего не могу сделать… Те, кто остаётся, обречены вспоминать мертвых. И что бы не случилось, так будет всегда. И тебе и мне придется жить с этим. Но мы должны жить дальше. Все будет хорошо.”
Таким образом внутренний конфликт главного героя можно сформулировать следующим образом: Он хочет вернуть умершую жену, но не может. И ему ничего не остаётся сделать, кроме того, чтобы пережить ее утрату и жить дальше, а не жить в постоянной психологической травме.
Эта история сосредоточена на главном герое и его внутреннем конфликте, и этот конфликт проходит через всю историю, а главный герой всегда находится в центре событий.
Внешний конфликт в этой истории является отражением внутреннего конфликта героя: он конфликтует с Такацуки - актером, с которым ему изменила жена.
Этот конфликт развивается на протяжении всего фильма. Сначала на пробах Юсукэ не выдерживает и вскакивает со стула, когда Такацуки в образе Астрова «налегает» на актрису в образе Елены Андреевны.
Затем он придирается к Такацуки на репетициях.
И даже говорит, что тот сыграл отвратительно.
Но когда внутренний конфликт Юсукэ разрешается, тут же разрешается его конфликт с Такацуки, и он его хвалит на генеральной репетиции.
Такацуки, очень хорошо.
Философия и сопереживание
Сопереживание к главному герою выстроено на одной из самых сильных и эмоциональных вещей: потере близкого человека — жены. Но такие потери есть в огромном количестве фильмов, работает ли сопереживание в данном фильме?
Я бы не сказал, что я циничный или черствый человек, но меня не тронула быстрая и внезапная кончина Ото. Посмотрите фильм, проживите его, может быть вы проникнитесь.
Философия главного героя. Здесь главным является то, что герой выбирает молчать и терпеть измены жены, лишь бы не потерять её. Понять его можно, личная жизнь не задалась, дочка умерла, после её смерти и он и жена были разбиты, а тут секс вернул жену к жизни, буквально придаёт ей новый смысл. Поэтому на измены он закрывает глаза. Но мы видим его внутренний конфликт, он не может смириться с тем, что незадолго до своей смерти жена изменила ему и в кульминации в своём монологе он признаётся, что ему было больно смотреть на измены жены, но он терпел.
Характер, дилеммы, трансформация и изменения характера
На своём пути Юсукэ встречает следующие дилеммы:
Первая, когда он застает свою жену с любовником, тут предстаёт очевидный выбор: либо устроить скандал, либо сделать вид, что ничего не произошло. Юсукэ выбирает второй вариант. Ближе к концу фильма мы поймем почему он сделал такой выбор.
“Я больше всего на свете боялся потерять её. Если бы она узнала, что мне всё известно, равновесие бы нарушилось.”
Вторая, в конце фильма, когда арестовывают Такацуки. Юсукэ либо сыграет дядю Ваню, либо спектакль отменят. Юсукэ просит два дня, чтобы подумать. В итоге он играет дядю Ваню.
Когда произносишь его реплики, тебе приходится показывать своё истинное я.
Юсукэ тяжело играть дядю Ваню после смерти жены.
Но на самом ли деле эти дилеммы так сильны, так затруднительны, что являются дилеммами?
В кульминации мы узнаём, что Ото изменяла Юсуке множество раз и измена с Такацуки не являлась для Юсукэ какой-то неожиданностью. Это произошло в очередной раз и для Юсукэ конкретно в этой ситуации не было никакой дилеммы. Хотя мы, как зрители, думали об обратном.
У Ото были другие мужчины.
А вторая дилемма так ли она сложна для Юсукэ, или же он уже давно все для себя решил?
В длинной сцене с Такацуки в машине он понимает, что у него и Ото не было никакой особой «глубокой связи», что она рассказывала свои истории не только ему, но и всем своим любовникам. Он просто ошеломлен тем, как непринужденно Такацуки пересказывает ему историю, придуманную его женой, которая рифмуется с их личной жизнью. Он просто разбит и подавлен этим фактом.
У нас с ней была глубокая связь. Глубже, чем с кем-либо еще.
Вы знаете, что было дальше?
…я почувствовал, что она передала мне что-то очень важное.
Такацуки же наоборот, словно злорадствует, пересказывая эту историю. Такацуки говорит Юсукэ, что невозможно до конца познать другого человека, и поэтому “мой совет: загляните в глубины собственной души”. О том же в конце говорит сам Юсукэ: “Я не хотел слушать внутренний голос”.
Именно поэтому вторая дилемма кажется слабой, а вся кульминация и развязка кажутся затянутыми. Юсукэ разрешил свой внутренний конфликт в разговоре с Такацуки, хотя сам этого еще не осознал. Но уже тогда он простился со своей умершей женой и со своим прошлым. О чём говорит следующая сцена, где он позволяет Мисаки закурить в машине, и сам тоже курит в машине. Но о машине позже… Также это изменение подтверждает отношение Юсукэ к Такацуки во время генеральной репетиции.
Подытоживая, можно сказать, что сюжет разрешает внутренний конфликт персонажа, но вряд ли как-то меняет его характер. Мы знаем, что характер меняется под воздействием сильных дилемм и обстоятельств, но в данной истории герой свыкается с тем, что его отношения с женой не были какими-то особенными и глубокими и в итоге прощается со своим прошлым.
Мне было так больно, что я не хотел ничего замечать, и поэтому я делал вид, что ни о чём не знаю. Я не хотел слушать внутренний голос. … Я хочу её увидеть. Хочу наорать на неё, хочу ее обругать, за то, что она всё время лгала мне. Я хочу извиниться, что никогда не слушал, что был слабым.
Возможно, это просто я не разглядел и не могу описать изменения характера Юсукэ, но можно отметить, что теперь он не будет терпеть ту боль, которая будет у него внутри, и он будет говорить об этом с людьми.
Антагонист.
- как выстроен конфликт героя и антагониста?
- в чём главное оружие антагониста?
- является ли он реальной угрозой?
Антагонистом в этой истории выступает Такацуки - актер и любовник Ото. Именно с ним Юсукэ застает жену.
Конфликт Юсукэ и Такацуки выражен не остро, и Такацуки не является прямым антагонистом Юсукэ, но Юсукэ воспринимает его как человека, вызывающего негативные воспоминания о жене. Сам же Такацуке не относится к Юсукэ негативно и не хочет каким-либо образом испортить или усложнить его жизнь. Хоть и завидует ему.
Впрочем, не будем особо заострять на нём внимание, т.к. он служит лишь вспомогательным инструментом для разрешения внутреннего конфликта главного героя. Да и их длинную беседу в кульминации мы рассмотрели выше в главе про характер главного героя.
Второстепенные персонажи.
- как они помогают раскрыть историю главного героя?
- проработка персонажей;
Сцена с немой актрисой.
Зачем вообще в этом фильме эта сцена? Вроде бы тут не происходит ничего интересного для развития сюжета. Юсукэ просто подвозит своего помощника, тот приглашает его и Мисаки на ужин, и там они знакомятся поближе с немой актрисой. Что тут важного произошло для Юсукэ? Я себе ответил на этот вопрос так:
Но я всё вижу и всё слышу. И иногда понимаю больше, чем выражено словами.
И именно после этой сцены Юсукэ заговорил с Мисаки.
И еще там было про похвалу актёров, но это такое… Юсуке похвалил Такацуки на генеральной репетиции не из-за её слов.
Мисаки.
Основной второстепенный персонаж помимо антагониста (Такацуки), который помогает главному герою пересмотреть своё отношение к смерти жены. Я не вижу смысла тут пересказывать, а тем более цитировать их диалоги, должен вас направить посмотреть фильм… странно, что вы все еще этого не сделали.
Здесь отвечу на главные вопросы: как проработана Мисаки и как она помогает рассказать историю главного героя? Практически всегда и практически везде сюжетные линии второстепенных персонажей помогают сюжетной линии главного героя, каким либо образом вторя его теме. Это может быть какой-то иной, отличный взгляд на что-либо, отличный от взгляда героя и антагониста, это может быть какая-то параллель или пример, демонстрирующийся зрителю и главному герою и т. д.
В данном фильме история Мисаки схожа с судьбой Юсукэ. Она потеряла мать, к которой тоже относилась неоднозначно, как и Юсукэ относился к Ото. И вместе с Юсукэ она переживает потерю матери-подруги, приезжая на развалины своего дома.
Драматические детали. Образы и подтексты.
- как с помощью деталей рассказывается история?
- есть ли говорящие детали?
- развиваются ли детали в 3 акта?
- смысл деталей;
- выстроена ли система образов и подтекстов?
Во-первых, пьеса Чехова “Дядя Ваня” проходит лейтмотивом через весь фильм, рифмуясь с событиями из жизни Юсукэ;
Во-вторых, сценарий-история, которую придумала Ото так же рифмуется с её отношениями с Юсукэ;
В-третьих, автомобиль.
“Дядя Ваня”
После измены Ото, Юсуке репетирует отрывок, в котором Войницкий говорит о Серебрякове:
— Но ты, кажется, завидуешь.
— Да, завидую. А какой успех у женщин! Ни один Дон-Жуан не знал такого полного успеха!
Далее следует похожий отрывок, в котором Войницкий говорит о Елене Андреевне:
— Она верна профессору?
— К сожалению, да.
— Почему же - к сожалению?
— Потому что эта верность фальшива от начала до конца.
А далее следует такая реплика Войницкого:
Днём и ночью, точно домовой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, А настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь и моя любовь, куда мне их девать? Мне что с ними делать?
Перед смертью Ото звучит заключительный монолог Сони о терпении и загробной жизни.
Далее, когда Юсукэ дают работу по постановке «Дяди Вани», в машине он репетирует отрывок, в котором Войницкий высказывает всё что у него накипело Серебрякову, о том, что тот погубил его жизнь. В следующей сцене он узнаёт, что в списке актеров есть Такацуки, который «погубил его жизнь».
Ты погубил мою жизнь. Я не жил! Не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни.
И в последний раз, когда Юсуке ведёт диалог с кассетой, он говорит… о своём будущем.
Как я проживу эти 13 лет?
И в отличие от дяди Вани (Войницкого), мы чувствуем в Юсуке второе дыхание и надежду на светлое будущее.
История, придуманная Ото.
Она буквально рассказывает о своих отношениях с мужем метафорически. Юсукэ боялся того, что Ото от него уйдёт, поэтому не ехал домой до позднего вечера. Но ушла бы она от него на самом деле?
Судя по истории, которую она рассказала Такацуки, она хотела признаться мужу в измене и хотела, чтобы он принял её такой, какая она есть. Также как и девушка из её истории приходит к дому парня, в которого влюблена, и в камеру говорит, что это она убила грабителя.
Почему девушка в истории Ото - минога? Минога - паразит, живущий за счёт крови рыб. Минога прикрепляется к рыбе, высасывает её кровь и питается её мышцами до тех пор, пока рыба не обессилит и не умрёт. Затем минога ищет себе новую жертву. Считала ли Ото себя миногой, паразитом? И если да, то почему?
Раз она ассоциирует себя с девушкой из своей же истории, значит, она считала себя миногой, т.е. паразитом, но почему? Так как Ото рассказывала свои истории даже своим любовникам, а по словам Юсукэ особое вдохновение к ней приходило во время оргазма, могу предположить, что она, как минога, “присасывалась” к очередному мужчине, получала от него “всплеск” вдохновения и уходила.
В момент оргазма она как-будто ловила идею и начинала её развивать.
Автомобиль.
Проезжает через весь фильм от начала до конца. На протяжении всего фильма автомобиль отражает жизнь Юсукэ, вещь, которая ему очень дорога и которая олицетворяет его прошлое. Автомобиль был куплен примерно то же время, когда умерла дочь Юсукэ, с тех пор прошло уже 15 лет, и Юсукэ крайне трепетно относился к машине. Она выглядит как новенькая, Юсукэ боится пускать за руль Мисаки, запрещает ей курить в салоне.
Только не курите в салоне.
Но после разговора с Такацуки отношение Юсукэ к автомобилю меняется, так же как и его отношение к жене и прошлому. Он разрешает Мисаки закурить в салоне и курит сам.
И в финале он символично прощается со своим прошлым, со своей дочерью и со своей женой и дарит автомобиль Мисаки.
У Юсукэ началась новая жизнь.
Сеттинг и логика истории.
- место и время действия;
- Удалось ли создать интересный мир?
- Работает ли место действия на сюжет? Помогает ли сеттинг раскрывать героев и рассказывать историю?
Дядя Ваня в дяде Ване. Япония — удивительная страна. Многие видели и слышали странную японскую рекламу, странные японские ТВ-шоу, проникновенные фильмы и, конечно же, многогранное анимэ. От того становится более удивительным то, что Чехов нашёл отклик в этой стране. Вот что значит классика. Классика рассказывает универсальные, понятные всем истории, проходящие сквозь века. Да, безусловно, современная Япония — это очень интересное место для такой экранизации и для такой истории, но в этом и прелесть этой истории — она может быть рассказана в любом месте и в любое время.
Смысл.
- тема - что хотел сказать автор? О чём история?
- кульминация - почему герою удалось или не удалось добиться своего?
- раскрыта ли тема через события и действия, а не только через диалоги;
- тема в начале и тема в кульминации;
- контр-тема.
Итак, история закончилась. В чём её смысл?
Если вы всё еще не заметили аналогию, проводимую режиссёром и сценаристами, то я скажу, что Юсукэ (главный герой) — это дядя Ваня, Мисаки (водитель) — его Соня, Ото (жена) — Елена Андреевна, а Такацуки (любовник) — профессор Серебряков.
Юсукэ говорит Мисаки:
И тебе и мне придется жить с этим. Но мы должны жить дальше. Все будет хорошо.
Соня говорит дяде Ване:
Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить.
Тема данного фильма такова: не смотря на все жизненные испытания и испытываемые страдания надо жить дальше.
Можно было бы сказать так, но эта тема больше подходит к пьесе «Дядя Ваня», так как в ней дядя Ваня действительно пытался свести счёты с жизнью. Юсукэ же такого финала не хотел. Напротив, когда он разговаривает с кассетой в последний раз, он задумывается о своём будущем. Более того, у этой темы в фильме нет контр-темы.
Так какие конкретно изменения произошли с Юсукэ и какую ценность он извлёк из этой истории? Для этого взглянем на контр-тему.
Контр-тема.
Главную мысль, которую несёт Такацуки, выражена в его монологе в автомобиле.
…Но даже если кажется, что вы кого-то знаете, даже если вы бесконечно любите этого человека, невозможно заглянуть в глубины его сердца. И от этого будет больно. Но если постараться, можно заглянуть в собственное сердце и попытаться понять себя. Поэтому мы должны быть верны себе и научиться жить с этим. Если хотите кого-то узнать, мой совет — загляните в глубины собственной души.
Этот монолог был ответом на слова, сказанные Юсукэ:
Но какая-то часть её души была закрыта от меня и окутана мраком.
После слов Такацуки в Юсукэ произошли изменения, о которых я писал ранее. В диалоге с Мисаки он признаётся:
Я не хотел слушать внутренний голос.
Но изменения уже произошли в персонаже Юсукэ, и в диалоге с Мисаки на её родине, Юсукэ как-будто бы просто закрепляет результат и занимается самолечением.
В ответ на то, что дядя Ваня пытался свести счёты с жизнью, Соня говорит ему:
Я, быть может, несчастна не меньше твоего, однако же я не прихожу в отчаяние. Я терплю и буду терпеть, пока жизнь моя не окончится сама собою… Терпи и ты.
Так же, как и дядю Ваню спасает Соня, Юсукэ спасает Мисаки, говоря:
Вам сложно будет принять, что она (Ото) была искренней во всём? Может, в ней вовсе не было никакой загадки? Вам сложно было бы думать, что она была обыкновенной? На мой взгляд, то, что она очень сильно вас любила, не противоречит тому, что она постоянно спала с другими.
Иии… вот и тема. Не понимая самих себя, мы пытаемся понять близких нам людей.
Контр-тема Такацуки: Не пытайся понять другого, пойми себя.
Контр-тема, которую транслирует Мисаки: А нужно ли пытаться понять другого человека? Может быть в нём нет никакой загадки и это самый обычный человек?
Подытоживая, можно сказать, что Юсукэ безусловно переживал смерть жены, но, кажется, еще большую душевную травму он получал от её постоянных измен. Он пытался понять, почему она ему изменяет, но при этом молчал и терпел. До тех пор, пока однажды жена не умерла, и он так с ней и не поговорил.
Он думал, что она что-то скрывает от него, так же, как скрывает от него свои измены. И поэтому ему казалось, что его жена какая-то особенная, что между ними какая-то глубокая связь, но всё это оказалось его заблуждением.
Даже если ты думаешь, что тебе не возможно понять другого человека, и ты думаешь, что он что-то скрывает от тебя, может быть на самом деле это твои домыслы, и это самый обыкновенный человек без загадок и секретов?
Какой аудитории фильм будет интересен?
Чехов “Дядя Ваня”, “Земля кочевников”. Если вам нравятся такие истории, то и эта история вам так же понравится.
Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой - и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно… Мы отдохнем! Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, я верую… Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… Мы отдохнем!
Если Вам понравилось, подписывайтесь, ставьте лайк, расскажите друзьям, комментируйте.
Если Вам НЕ понравилось, напишите, что именно, мне очень важна обратная связь.
Если я где-то ошибся и пришёл к неправильным выводам, Вы всегда можете меня поправить и выразить свою точку зрения.
Спасибо!
Автор: Александр JortleWortle Черепанов
VK: https://vk.com/jortlewortle Добавляйтесь в друзья
Статьи: https://vk.com/@jortlewortle Читайте
Телега: https://t.me/jortlewortle Слушайте
Дзен: https://zen.yandex.ru/jortlewortle