"Спящая красавица" - знаменитая европейская сказка. Наиболее изместными ее вариантами являются вариант сказки, который опубликовал в 1697 году Шарль Перро, а также редакция сказки братьев Гримм. Согласно каталогу Аарне-Томпсона данная легенда относится к сказкам, сюжет которых построен на сверхъестественных родственниках (жена короля, мачеха главной героини). Имеет легенда о свящей красавице и скрытый подтекст. О чем и будет моя новая статья.
Фольклористы отмечают, что в мифах индоевропейского происхождения положительные герои герои, символизирующие собой свет, часто гибнут из-за укола шипом или острой веткой. Именно так например умер скандинавский бог Бальдр, самое яркое олицетворение силы солнца: он погиб от укола о шип омелы. Исфандияр (иранский герой) умирает, раненный стрелой из тамарискового дерева. Также и Брюнхильда , хоть и не умирает после того, как Один ранил ее шипом, тем не менее впадает в летаргический сон, из которого ее выведет солнечный герой Сигурд. Мифологический по происхождению сюжет, когда Сигурд (Зигфрид) будит Брюнхильду как раз и содержится в сказке о Спящей Красавице.
Прослеживается и еще одна закономерность, тоже имеющая корни в индоевропейской традиции. В "Спящей Красавице" присутствуют молодость, любовь и плодородие - три специфические черты весны. Уколовшись о веретено времени, молодость года засыпает и проводит, в полном оцепенении, зиму. С возврaщением солнца, она просыпается. Свет и молодость предаются любви: рождаются и растут маленькие Заря и День. То есть, происходит именно то, что случается в природе к середине лета. Заря и день растут и уменьшают власть ночи, и это отражено в сказке. В пользу такого толкования говорят и имена Спящей Красавицы в итальянском и немецком вариантах этой сказки. "Талия" Пентамерона означает "молодой побег" или "цветущая", а в немецкой сказке "Dornoroschen" (Роза терновника) или "Schlafrose"(Cпящая Роза) означают весенний цветок.
Существует и еще один вариант толкования скрытого смысла сказки. Первые цветы часто означают приход не весны, а вообще нового года; День и Заря - это, возможно, дети не весны, а нового года. На это указывает сицилийский вариант сказки: Suli, Perna, Anna (Солнце, Жемчужина, Год). В пользу того, что Спящая Красавица - это начало нового года, говорит и обычай, приходящийся на начало года. Речь идет о запрещении прясть, наложенном отцом Спящей Красавицы на всех жителей королевства до тех пор, пока принцессе не исполнится 15 лет.
Действительно, раньше существовал запрет прясть или в начале весны или просто в начале года. Этот запрет происходит, вероятно, из - за различных суеверий. Например у карпатских гуцулов, жена охотника никогда не должна было прясть, когда ее муж ест, иначе вся дичь, имитируя движение веретена, повернется и убежит и охотник не сможет догнать ее.
Путеводитель по моему каналу: