Найти в Дзене
Dron-SD

Су-27 – 45 лет

45 лет назад – 20 мая 1977 года впервые поднялся в воздух прототип многоцелевого истребителя четвертого поколения, разработанного в ОКБ Сухого – Су-27. Впоследствии этот самолет лег в основу огромного семейства машин различного назначения.

Первый прототип Су-27 под обозначением Т-10-1 в центральном музее ВВС в Монино. 2018 год.
Первый прототип Су-27 под обозначением Т-10-1 в центральном музее ВВС в Монино. 2018 год.

В 1960-х годах в мире начались исследования по созданию перспективных истребителей четвертого поколения. В США в рамках программы FX (Fighter Experimental) был создан и поставлен на вооружение самолет F-15 «Eagle». В Советском Союзе внимательно следили за ходом работ по этой машине, ориентируясь на нее при создании требований к собственному отечественному истребителю четвертого поколения. Исследования в этом направлении были развернуты в 1969 году в трех отечественных ОКБ: Сухого, Микояна и Яковлева. Они велись в инициативном порядке.

В 1971 году вышло постановление Совета Министров СССР о запуске официальной программы создания перспективного фронтового истребителя. Между ОКБ был организован конкурс. Интересно, что Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой не сразу согласился на участие в нем, поскольку его предприятие было перегружено другими не менее актуальными проектами. Однако под нажимом министра авиационной промышленности в начале 1971 года Сухой распорядился начать разработку аванпроекта, получившего заводское обозначение Т-10.

Главной особенностью самолета должно было стать использование интегральной аэродинамической компоновки с единым несущим корпусом и плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Эта схема обеспечивала существенное повышение аэродинамического качества истребителя и позволяла организовать большие внутренние отсеки для размещения топлива и оборудования. Крылу самолета придали оживальную форму и снабдили его развитым корневым наплывом. Также впервые в отечественной истребительной авиации было принято решение реализовать концепцию продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета с обеспечением его балансировки в полете посредством автоматики электродистанционной системы управления. Это позволило добиться отличных маневренных характеристик.

Сборка первого опытного образца была завершена в начале 1977 года. Прототип под обозначением Т-10-1 сильно отличался от того варианта, который в итоге пошел в серийное производство. Он был оборудован крылом без отклоняемых носков, тормозные щитки были совмещены со створками ниш основных опор шасси, а кили вертикального оперения стояли по оси двигателей. Впервые самолет поднял в воздух с аэродрома в Жуковском летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин. Всего машина выполнила 38 испытательных полетов, а в 1985 году была передана в Центральный музей ВВС в Монино.

В дальнейшем проект был сильно переработан. Крыло стало трапециевидным, тормозные щитки переехали «на спину» самолета, а кили были разнесены по бокам от двигателей. Изменилась форма носовой части фюзеляжа и почти вся конструкция планера и оборудования. Новая машина получила обозначение Т-10С.

Подготовка к серийному производству началась в 1976 году. Однако этап принятия самолета в войска затянулся. В результате официально он был принят на вооружение ВВС и авиации ПВО постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1990 года под обозначением Су-27.